Постановление Правительства РД от 13.12.2013 N 670 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Здоровье пожилых людей в Республике Дагестан на 2014-2015 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2013 г. № 670

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2015 ГОДЫ"

Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Здоровье пожилых людей в Республике Дагестан на 2014-2015 годы" (далее - Программа).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Карибова А.Ш.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 13 декабря 2013 г. № 670

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2015 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
НА 2014-2015 ГОДЫ"


Ответственный исполнитель Программы
-
Министерство здравоохранения Республики Дагестан

Цель Программы
-
разработка научно обоснованной системы медико-социальных мероприятий по укреплению здоровья пожилых людей в Республике Дагестан, снижению уровня их заболеваемости и смертности, улучшению качества жизни

Задачи Программы
-
изучение социального статуса пожилых людей в сельской и городской местности в Республике Дагестан;
изучение психологии и психического состояния пожилых людей;
изучение фактического рациона питания пожилых людей (на основании лабораторных исследований качества наиболее часто потребляемых продуктов);
изучение структуры соматической патологии и особенностей клиники и лечебной тактики по нозологиям;
изучение структуры и особенностей течения эндокринных заболеваний у пожилых людей;
изучение лекарственного обеспечения пожилых людей с учетом нозологии;
изучение характера гинекологической патологии и особенностей постменопаузы и их связи с соматической и иной патологией;
оценка связи между предыдущей профессиональной деятельностью пожилых людей и частотой заболеваний;
изучение структуры ассоциированной (полиморбидной) патологии у пожилых людей;
разработка стандарта обследования пожилых людей;
изучение существующих в Республике Дагестан организационных форм медико-социальной помощи пожилым людям и оценка их эффективности

Этапы и сроки реализации Программы
-
2014-2015 годы,
Программа реализуется в один этап

Целевые индикаторы
и показатели Программы
-
показатель заболеваемости пожилых людей:
заболеваемость органов кровообращения;
заболеваемость органов дыхания;
заболеваемость нервной системы;
заболеваемость органов пищеварения;
смертность

Объемы и источники финансирования Программы
-
финансирование Программы предусматривается из республиканского бюджета Республики Дагестан в размере 4074,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы
-
улучшение качества медицинского обслуживания пожилых людей в Республике Дагестан;
снижение частоты обострения хронических заболеваний (на 2-3 процента) и степени тяжести имеющейся у пожилых людей патологии (на 4-7 процентов);
внедрение стандарта обследования пожилых людей

I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Последние годы ознаменовались усилением интереса к проблемам людей пожилого и старческого возраста, так как одной из важных проблем, стоящих перед мировым сообществом, является проблема старения населения. Особое внимание уделяется проблемам пожилых женщин, которые составляют большинство в этой возрастной группе.
Для того чтобы люди в пожилом возрасте оставались самостоятельными и вносили продуктивный вклад в жизнь общества, они должны обладать достаточно хорошим здоровьем. В связи с этим возникает необходимость разработки глобальной национальной политики в отношении пожилых людей и установления ориентиров исследований старения.
Проблема старения населения является крайне актуальной как для Российской Федерации в целом, так и для Республики Дагестан. Почти каждый восьмой житель республики является пожилым человеком.
Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья пожилых людей в Республике Дагестан. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
Забота о пожилых людях должна выходить за пределы того, что связано лишь с медицинской стороной вопроса. Она предполагает обеспечение их общего благосостояния, принимая во внимание взаимосвязь физических, психических и социальных факторов. Усилия должны быть направлены на то, чтобы пожилые люди могли вести независимый образ жизни как можно дольше.
Следует учитывать сложные изменения нервно-психического статуса пациентов пожилого возраста, которые наблюдаются, по данным различных исследований, у 7,6-8,2 процента лиц пожилого возраста. В связи с прогрессирующим склерозом сосудов головного мозга, артериальной гипертонией, эмфиземой легких и пневмосклерозом, нарушением углеводного обмена, снижением функции эндокринных желез у большинства этих пациентов развивается тканевая и мозговая гипоксия, приводящая к существенным изменениям их поведения. Так, у значительного числа пациентов нередко возникает безотчетное чувство тревоги и беспокойства. Как показали медико-социальные исследования, чувство внутренней напряженности и страха чаще всего вызывается опасением усиления своей зависимости от посторонних людей, увеличением степени изоляции от родных и близких, а также опасением выявления неизлечимого заболевания и возможностью летального исхода.
Характерной особенностью психопатологических расстройств в пожилом возрасте является феномен соматизации, то есть телесного выражения психических расстройств. У пациентов пожилого возраста часто наблюдаются проявления неврозоподобного синдрома, в основе которого лежит церебральный атеросклероз.
Особое значение в пожилом возрасте имеют заболевания, связанные с ограничением подвижности (до 11 процентов), среди которых ведущую роль играют остеоартриты, остеохондроз, ревматоидные артриты, которые могут стать источником сильных страданий. Кроме того, пожилые люди, в большей степени женщины, часто страдают остеопорозом и вследствие этого предрасположены к переломам костей, даже в случае незначительных падений. Все эти заболевания резко снижают работоспособность пожилых людей, ставят их в зависимость от окружающих, что нередко приводит к депрессивным состояниям. С возрастом значительно увеличивается количество онкологических заболеваний.
К числу болезней пожилого возраста можно отнести болезни органов кровообращения, наблюдающиеся у 31-44 процентов обратившихся за медицинской помощью, в частности ишемическую (коронарную) болезнь сердца, проявляющуюся приступами стенокардии, нарушениями ритма сердца, сердечной недостаточностью, гипертоническую болезнь, атеросклероз и обусловленные им заболевания, нарушения обменного характера, остеопороз (10-11 процентов).
Каждый из этапов медико-социальной помощи людям пожилого возраста (амбулаторно-поликлинический, стационарный, санаторный, социальный) имеет свои особенности, которые следует учитывать при дальнейшем совершенствовании лечебно-профилактической помощи данной категории пациентов. И только их гармоничное сочетание позволит повысить качество медико-социальной помощи пожилым людям.
Для решения указанных проблем необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на улучшение данной отрасли здравоохранения и создание условий для дальнейшего повышения доступности качества оказания медицинских услуг взрослому населению республики.
Повышение уровня и улучшение качества жизни старшего поколения, реальное обеспечение условий для достойной старости являются задачами всех уровней государственной власти.
Для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы предназначены основные показатели (индикаторы).
К основным показателям (индикаторам) Программы относятся:
показатель заболеваемости пожилых людей:
заболеваемость органов кровообращения;
заболеваемость органов дыхания;
заболеваемость нервной системы;
заболеваемость органов пищеварения;
смертность.
Динамика целевых индикаторов и показателей Программы представлена в приложении № 1 к Программе.
Реализация Программы сопряжена с рядом рисков, которые могут препятствовать своевременному достижению запланированных результатов, в их числе риски финансовые, социальные, организационно-управленческие и непредвиденные.
Финансовые риски связаны с возможным уменьшением объема средств республиканского бюджета Республики Дагестан, направляемых на реализацию мероприятий Программы, в связи с экономической ситуацией либо оптимизацией расходов при формировании бюджета. Недостаточный уровень финансирования мероприятий Программы может привести к недостижению запланированных показателей (индикаторов), нарушению сроков выполнения мероприятий, отрицательной динамике показателей, что в конечном итоге создаст социально-политическую нестабильность. Гарантией исполнения мероприятий Программы является бюджетная обеспеченность основных мероприятий Программы.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности среди населения из-за неполной или недостоверной информации о ходе выполнения Программы. Управление данной группой рисков будет обеспечено за счет открытости и прозрачности реализации мероприятий и их информационного сопровождения.
Организационно-управленческие риски связаны с ошибками в управлении Программой, неисполнением в установленные сроки и в полном объеме отдельных мероприятий, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Программой. Эти риски могут привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Программы или задержке в их выполнении и, как следствие, к недостижению запланированных результатов.
Непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Дагестан, с природными, техногенными катастрофами, могут привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации средств республиканского бюджета Республики Дагестан на преодоление последствий таких катастроф. Указанные риски носят вероятностный характер, и в настоящее время серьезного влияния этих рисков на ход реализации Программы не ожидается.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
Программы. Основные цели и задачи Программы, прогноз
развития сферы реализации Программы и планируемые
макроэкономические показатели по итогам реализации Программы

Приоритеты в сфере социальной поддержки взрослого населения в 2014-2015 годах будут направлены на создание условий для осуществления мер по повышению доступности оказания медицинской помощи гражданам пожилого возраста.
Основной целью Программы является разработка научно обоснованной системы медико-социальных мероприятий по укреплению здоровья пожилых людей в Республике Дагестан, снижению уровня их заболеваемости и смертности, улучшению качества жизни.
Для достижения цели Программы предполагается решение следующих задач:
изучение социального статуса пожилых людей в сельской и городской местности в Республике Дагестан;
изучение психологии и психического состояния пожилых людей;
изучение фактического рациона питания пожилых людей (на основании лабораторных исследований качества наиболее часто потребляемых продуктов);
изучение структуры соматической патологии и особенностей клиники и лечебной тактики по нозологиям;
изучение структуры и особенностей течения эндокринных заболеваний у пожилых людей;
изучение лекарственного обеспечения пожилых людей с учетом нозологии;
изучение характера гинекологической патологии и особенностей постменопаузы и их связи с соматической и иной патологией;
оценка связи между предыдущей профессиональной деятельностью пожилых людей и частотой заболеваний;
изучение структуры ассоциированной (полиморбидной) патологии у пожилых людей;
разработка стандарта обследования пожилых людей;
изучение существующих в Республике Дагестан организационных форм медико-социальной помощи пожилым людям и оценка их эффективности.
Для дальнейшего улучшения и стабилизации ситуации в сфере здравоохранения необходимо проведение целого комплекса мероприятий по удовлетворению потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи в рамках нормативов объемов медицинской помощи по ее видам и профилям, что позволит сохранить и улучшить здоровье жителей республики, уменьшить прямые и косвенные потери общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.
Реализация Программы внесет вклад в достижение ряда целевых макроэкономических индикаторов, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, будут созданы условия для повышения средней продолжительности жизни до 76,4 года.
Результатом реализации Программы является достижение требуемых значений индикаторов в соответствующем году.
Улучшение показателей здоровья населения и деятельности медицинских организаций республики будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

III. Срок реализации Программы

Реализацию Программы планируется осуществить в один этап.
Срок реализации Программы - 2014-2015 годы.

IV. Обоснование значений целевых индикаторов и показателей

Целевые индикаторы и показатели эффективности, ожидаемые при реализации Программы, непосредственно связаны с осуществлением мероприятий и отражают системные изменения в отрасли. Данные показатели позволяют проводить в динамике оценку эффективности, качества и доступности медицинской помощи взрослому населению и их влияния на целевые показатели здоровья населения.
Основными показателями (индикаторами), характеризующими Программу, являются:
заболеваемость органов кровообращения. Сердечно-сосудистые заболевания являются лидирующей причиной смертности и инвалидности как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Дагестан. Во многом это связано со слабой осведомленностью населения об основах профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и факторах риска их возникновения, с низким уровнем приверженности к здоровому образу жизни, недостаточной доступностью эффективных методов диагностики. Следует отметить, что показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний увеличиваются в более старшем возрасте, после выхода на пенсию. В трудоспособном возрасте существенных изменений не наблюдается. Благодаря профессиональным осмотрам на сегодняшний день удается избежать увеличения риска смерти из-за сердечно-сосудистых заболеваний;
заболеваемость органов дыхания;
заболеваемость нервной системы. Данный показатель отражает качество работы психиатрической службы;
заболеваемость органов пищеварения;
смертность.
Данный показатель предназначен для оценки эффективности деятельности медицинских организаций и оценки медико-демографического благополучия республики. Мероприятия Программы направлены на снижение показателя смертности.

V. Информация по ресурсному обеспечению,
необходимому для реализации Программы, объемы
и источники финансирования

Реализация Программы обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, планируемое с учетом ситуации в финансово-бюджетной сфере на региональном уровне, высокой экономической и социальной важности проблем, а также возможностей ее реализации с учетом действующих расходных обязательств и необходимых дополнительных средств, подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы на 2014-2015 годы составляет 4074,0 тыс. рублей.

VI. Описание мер государственного регулирования,
направленных на достижение целей и (или) конечных
результатов Программы, и мер по управлению рисками с целью
минимизации их влияния на достижения целей Программы

В условиях формирования новых подходов к системе управления сферой здравоохранения, совершенствования правового положения, внедрения в практику современных управленческих технологий в рамках Программы предлагаются следующие меры государственного регулирования:
1. Повышение эффективности управления кадровыми, материальными, финансовыми, организационными ресурсами:
мероприятия по оптимизации структуры управления сферой здоровья пожилых людей;
информатизация сферы здравоохранения, внедрение новых технологий;
разработка нормативов, положений, регламентов для совершенствования работы с населением пожилого возраста, повышения эффективности использования бюджетных средств;
комплексная система целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы здравоохранения, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, профессиональной переподготовки и повышения квалификации с четкой и конкретной ориентацией на потребности в сфере гериатрии по итогам ежегодного мониторинга.
2. Организация правового сопровождения деятельности медицинских организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
3. Создание правового механизма взаимодействия медицинских организаций с учреждениями социальной защиты населения.
4. Разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия с учреждениями социальной защиты населения и общественными организациями.
Важным условием успешной реализации настоящей Программы является компонент управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы.
Предусмотрены следующие основные меры по управлению рисками:
1) мониторинг реализации мероприятий Программы.
Планируется проведение системного мониторинга выполнения запланированных мероприятий Программы. Достижение конкретных целей и задач будет отслеживаться с использованием системы количественных показателей и качественного анализа, что позволит своевременно выявлять отклонения от значений целевых показателей Программы, осуществлять их корректировку, уточнение мероприятий;
2) открытость и подотчетность.
На официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" планируется размещение информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, в том числе ежегодных публичных отчетов. Предполагается рассмотрение на заседаниях коллегии Министерства здравоохранения Республики Дагестан хода выполнения мероприятий Программы, формирование ежегодных докладов о ходе реализации Программы и сведений об оценке эффективности реализации Программы и представление их в Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан по формам, предусмотренным постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 октября 2013 г. № 540;
3) информационное сопровождение - проведение информационно-разъяснительной работы с привлечением средств массовой информации и использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью формирования положительного общественного мнения о реализуемых мероприятиях Программы.
Минимизация финансовых рисков может быть достигнута за счет достаточного и своевременного финансирования мероприятий Программы, необходимого для достижения запланируемых результатов.
Минимизация организационно-управленческих рисков связана главным образом с эффективной координацией выполнения мероприятий Программы посредством разработки плана реализации Программы, содержащего перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения.
Меры по управлению рисками обеспечивают в ходе реализации Программы отслеживание показателей, характеризующих существующие и прогнозируемые риски за определенное время до начала их воздействия, и минимизируют потери, связанные с их проявлением. При существенном изменении факторов развития отрасли предусматривается корректировка мероприятий Программы.
Мониторинг эффективности реализации мероприятий и расходования средств, оценка достижения основных целевых индикаторов и показателей Программы проводятся Министерством здравоохранения Республики Дагестан ежеквартально с представлением отчета в Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.

VII. Перечень программных мероприятий и механизм
их реализации

Министерство здравоохранения Республики Дагестан несет ответственность за своевременную реализацию мероприятий Программы, успешное решение ее задач, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Программа определяет задачи и пути решения проблемы здоровья пожилых людей, основные из которых:
организационно-методическое обеспечение Программы;
изучение вопросов укрепления здоровья пожилых людей, снижения заболеваемости и смертности пожилых людей;
проведение клинических, диагностических и биохимических исследований у пожилых людей, составление унифицированной информационной карты по результатам исследований. Планируется создание регистра долгожителей, отражающего состояние пациентов, практику оказания помощи и исходы заболевания и являющегося одним из обязательных компонентов процесса совершенствования медицинской помощи пожилым людям;
изучение структуры соматической, эндокринной, урологической, ортопедотравматологической, акушерско-гинекологической, инфекционной патологии, психологии и психического статуса, фактического рациона питания пожилых людей. Предусматривается своевременная профилактика возраст-ассоциированных заболеваний, улучшение качества жизни.
Перечень программных мероприятий с указанием объемов необходимых финансовых ресурсов представлен в приложении № 2 к Программе.

VIII. Описание методики проведения оценки
социально-экономической и экологической эффективности
Программы, ожидаемых результатов реализации Программы
и их влияния на макроэкономическую ситуацию в республике

Эффективность Программы будет обеспечена за счет реализации мер поддержки осуществляемых мероприятий, а также применения программно-целевого метода управления Программой.
В результате выполнения Программы в целях развития гериатрической службы республики будет обеспечено:
повышение ресурса жизнедеятельности пожилого населения на 20-40 процентов;
улучшение показателей здоровья, повышение качества жизни;
снижение возрастной инвалидизации;
сохранение на низком уровне летальности среди граждан пожилого и старческого возраста;
рост численности пожилых людей, занятых в экономической и общественной сферах.
Методика оценки эффективности реализации Программы учитывает необходимость проведения оценок:
степени достижения целей и решения задач Программы в целом;
степени соответствия реализованных мероприятий и фактических расходов запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан;
степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
Эффективность реализации Программы оценивается как степень достижения запланированных результатов (сопоставление плановых и фактических значений показателей и индикаторов Программы) при условии соблюдения обоснованного объема расходов.
Ухудшения экологической ситуации в Республике Дагестан в результате реализации Программы не предполагается.
Улучшение показателей здоровья и повышение ресурса жизнедеятельности пожилого населения приведет к увеличению потенциала трудоспособного населения, вовлеченного в макроэкономический процесс республики.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
улучшение качества медицинского обслуживания пожилых людей в Республике Дагестан;
снижение частоты обострения хронических заболеваний (на 2-3 процента) и степени тяжести имеющейся у пожилых людей патологии (на 4-7 процентов);
внедрение стандарта обследования пожилых людей.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется Министерством здравоохранения Республики Дагестан в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 октября 2013 г. № 540.





Приложение № 1
к государственной программе
Республики Дагестан
"Здоровье пожилых людей
в Республике Дагестан
на 2014-2015 годы"

ДИНАМИКА
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2015 ГОДЫ"

№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Индикаторы реализации Программы по состоянию на 1 января соответствующего года
2013 г.
2014 г.
2015 г.
1.
Заболеваемость органов кровообращения
число случаев на 1000 человек
107,4
106,7
106,0
2.
Заболеваемость органов дыхания
число случаев на 1000 человек
13,9
13,3
13,0
3.
Заболеваемость нервной системы
число случаев на 1000 человек
19,2
18,9
18,2
4.
Заболеваемость органов пищеварения
число случаев на 1000 человек
6,2
6,0
5,9
5.
Смертность
число случаев на 1000 человек
37,2
37,1
37,0





Приложение № 2
к государственной программе
Республики Дагестан
"Здоровье пожилых людей
в Республике Дагестан
на 2014-2015 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2015 ГОДЫ"

N
п/п
Наименование мероприятия
Объемы финансирования (тыс. рублей)
всего
2014 г.
2015 г.
1
2
3
4
5
1.
Изучение вопросов укрепления здоровья пожилых людей, а также заболеваемости и смертности пожилых людей, а также социального статуса пожилых людей в сельской и городской местности в Республике Дагестан
413,0
239,0
174,0
2.
Изучение структуры соматической, эндокринной, урологической, ортопедотравматологической, акушерско-гинекологической, инфекционной патологии, психологии и психического статуса, фактического рациона питания пожилых людей
2054,8
1027,4
1027,4
3.
Проведение клинических, диагностических и биохимических исследований у пожилых людей. Составление унифицированной информационной карты по результатам исследований
1477,2
738,6
738,6
4.
Обобщение результатов исследований. Издание методических рекомендаций для врачей-гериатров, врачей общей практики (семейных врачей) и других специалистов
64,0
32,0
32,0
5.
Издание монографий с обобщением результатов научных исследований
65,0

65,0

Итого по Программе
4074,0
2037,0
2037,0


------------------------------------------------------------------