Постановление Правительства РД от 24.05.2013 N 273 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. № 273

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2018 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 02.12.2013 № 627)

Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы" (далее - Программа).
(в ред. Постановления Правительства РД от 02.12.2013 № 627)
2. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ежегодно уточнять размеры средств, выделяемых на финансирование мероприятий Программы, с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Шарипова Ш.И.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.МЕДЖИДОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 24 мая 2013 г. № 273

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2018 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 02.12.2013 № 627)

ПАСПОРТ


Наименование Программы
-
государственная программа Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы" (далее - Программа)
(в ред. Постановления Правительства РД от 02.12.2013 № 627)

Основание для разработки Программы
-
постановление Правительства Республики Дагестан от 30 сентября 2011 г. № 340 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года на 2011 и 2012 годы";
распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2012 г. № 270-р

Государственный заказчик Программы
-
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан

Основной разработчик Программы
-
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан

Исполнители Программы
-
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан,
Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан

Цели Программы
-
информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по принятию решений, направленных на повышение качества окружающей среды;
обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;
сохранение природных ресурсов и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы, обеспечение безопасного использования геологической среды;
создание условий для повышения эффективности системы экологического образования и воспитания ответственного отношения к окружающей среде

Задачи Программы
-
формирование и обеспечение функционирования сети комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха республики;
разработка организационной структуры и нормативного обеспечения управления республиканской системой экологического мониторинга;
организация и осуществление учета, государственного мониторинга, регулирования численности охотничьих ресурсов на территории Республики Дагестан;
обеспечение охраны и контроля использования охотничьих ресурсов, организация охотничьего хозяйства республики;
обеспечение безопасного использования геологической среды;
региональное геологическое, гидрогеологическое и геоэкологическое изучение территории Республики Дагестан, локализация ресурсов стратегических видов минерального сырья, подготовка участков недр федерального значения для лицензирования недропользования;
подготовка разведанных запасов и месторождений полезных ископаемых к эксплуатации, поддержание сырьевых баз действующих нефтедобывающих компаний и предприятий-недропользователей, разрабатывающих минерально-строительное сырье;
усиление работ по научно-методическому обеспечению и сопровождению геологоразведочного процесса, обеспечение научного сопровождения работ по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов, в первую очередь по обоснованию выявления новых месторождений и районов с неоцененным ресурсным потенциалом;
эффективное использование государственных геологических информационных ресурсов о недрах, завершение создания единой системы управления геологическими информационными ресурсами;
развитие нормативно-правовой базы системы экологического образования;
совершенствование организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения;
повышение качества кадрового обеспечения системы экологического образования и просвещения;
совершенствование учебно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения;
развитие материально-технической базы экологического образования и просвещения;
создание информационной среды, обеспечивающей деятельность системы экологического образования и просвещения;
поддержка научно-исследовательской деятельности в области экологии и охраны окружающей среды

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
-
объем информации (количество измерений) о состоянии окружающей среды, полученной на основании мониторинговых исследований, поступающей для анализа в органы власти Республики Дагестан;
увеличение количества выявленных административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира в результате рейдовых мероприятий до 500 ед. к 2018 г. по сравнению с 277 ед. в 2011 г.;
количество выданных и переоформленных лицензий на разработку недр общераспространенных полезных ископаемых;
доля площадей рекультивированных и возвращенных земель в хозяйственный оборот от общей площади заброшенных и некультивированных карьеров;
доля устраненных нарушений требований законодательства в общем объеме нарушений, выявленных в процессе проведения мероприятий по региональному государственному контролю на объектах добычи общераспространенных полезных ископаемых;
охват населения Республики Дагестан мероприятиями в сфере экологического просвещения;
охват учащихся экологическим образованием

Перечень подпрограмм
-
"Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан";
"Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан";
"Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан";
"Экологическое образование и просвещение населения в Республике Дагестан"

Сроки реализации Программы
-
2013-2018 годы

Объем и источники финансирования Программы
-
объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 341,71 млн. рублей.
Объем и источники финансирования Программы носят прогнозный характер и ежегодно уточняются при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической и экологической эффективности
-
обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии атмосферного воздуха;
повышение оперативности и обоснованности принятия решений по сокращению и предотвращению негативного антропогенного воздействия на атмосферный воздух;
создание экологически благоприятных условий проживания населения за счетповышения качества атмосферного воздуха;
обеспечение условий для устойчивого существования объектов животного мира и среды их обитания, сохранение биологического разнообразия в интересах будущих поколений;
повышение туристической и рекреационной привлекательности республики;
снижение масштабов браконьерства и вреда, наносимого охотничьим ресурсам;
обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии общераспространенных полезных ископаемых и недр местного значения;
повышение оперативности и обоснованности принятия решений по сокращению и предотвращению негативного воздействия от хозяйственной деятельности недропользователей;
создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение возможности для здоровой и комфортной жизни населения республики;
создание нормативно-правовой базы, соответствующей потребностям системы экологического образования и воспитания Республики Дагестан;
повышение эффективности управления системой экологического образования и просвещения путем создания единого координирующего органа - Координационного совета по вопросам экологического образования;
повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров в сфере экологического образования;
создание единой учебно-методической базы для учреждений дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования в сфере экологии;
повышение эффективности информационной политики в сфере экологического просвещения;
активизация научно-исследовательской деятельности в области экологии и охраны окружающей среды

Контроль реализации Программы
-
Правительство Республики Дагестан

I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Республика Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение, тем не менее экологическая обстановка в республике в настоящее время не может быть охарактеризована как благоприятная. Это обусловлено высоким уровнем негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду
Ежегодно по Республике Дагестан в атмосферный воздух выбрасывается около 200 тыс. тонн загрязняющих веществ. Основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт.
Вследствие активного хозяйственного воздействия в бассейнах многих рек сложилась неудовлетворительная экологическая обстановка: вода рек и водоемов загрязнена химическими веществами, солями тяжелых металлов, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями. Водоохранные зоны не утверждены. Негативное действие на экологическое состояние рек оказывает несоблюдение режимов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов.
Функционирование системы охраны и мониторинга окружающей среды республики без использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств, передачи все большего количества полномочий Российской Федерации регионам без обеспечения в полном объеме требуемого финансирования на их выполнение из федерального бюджета и снижения количества исследований загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод (проводимых территориальными органами и подведомственными учреждениями федеральных органов власти) будет затруднено. Это приведет к нарастанию тенденции ухудшения состояния окружающей среды.
Для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия объектов животного мира, так и на сохранение естественных мест обитания и ресурсной базы дикой охотничьей фауны.
Минерально-сырьевая база Республики Дагестан характеризуется разнообразием полезных ископаемых и является основой ее природно-ресурсного потенциала. В последние годы отмечена тенденция компенсации погашенных при добыче запасов основных видов общераспространенных полезных ископаемых их приростом.
Для расширения ресурсного потенциала промышленности строительных материалов и дорожного строительства в Республике Дагестан на протяжении многих лет проводится опережающая подготовка запасов песчано-гравийных смесей, цемента, гипса, глин, известняка, мрамора и бутового камня. В настоящее время в Республике Дагестан выявлено свыше 84 месторождений известняков и 8 месторождений мергелей, которые могут быть использованы в качестве строительного камня, 22 месторождения гравия, песчаников и валунов в 13 районах республики, 15 месторождений гипса, 30 месторождений известняков и 6 проявлений мергелей и глин, до 60 месторождений легкоплавких глин и суглинков, запасы песка и т.д.
Наличие этих ресурсов обусловило решение о строительстве цементных заводов мощностью 2,4 млн. т, 500 тыс. т в год в Буйнакском районе и строительстве цементного завода в Табасаранском районе, создание индустриально-строительного комплекса "Каспийск" (Карабудахкентский район), строительство завода ячеисто-бетонных блоков автоклавного твердения мощностью 100 тыс. куб. м в год (Кумторкалинский район).
Основная масса месторождений глин и суглинков для кирпича расположена в равнинной части республики от р. Сулак на юге до р. Старый Терек на севере.
Одно из крупных месторождений силикатных песков - Кумторкалинское месторождение - расположено в долинах рек Сулак, Самур и Гюльгерычай.
Сырьевая база строительных камней представлена 16 месторождениями и 7 перспективными участками известняков и песчаников.
Республика Дагестан обладает достаточными запасами и прогнозными эксплуатационными ресурсами пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения.
Для всех видов полезных ископаемых главной остается задача активизации лицензирования добычи и упорядочения учета движения запасов и прогнозных ресурсов, организации рекламно-информационной работы по привлечению инвестиций в недропользование. Особое внимание должно уделяться привлечению недропользователей к освоению ранее заброшенных карьеров.
Качество жизни человека формируется под влиянием ряда факторов, в которых экологическая безопасность играет одну из ключевых ролей. В совокупности причин, обуславливающих снижение уровня экологической безопасности населения, все большее значение приобретает человеческий фактор. Поэтому решение ряда экологических проблем связано с изменением мировоззрения населения, формированием бережного отношения к окружающей среде.
Действующая в Республике Дагестан система экологического образования и просвещения охватывает незначительную часть населения республики.
При формировании Программы были проанализированы два основных варианта решения проблемы: инерционный и оптимистический.
Реализация Программы по инерционному варианту предусматривает:
сохранение структуры финансирования основных направлений в области охраны окружающей среды в пределах действующих расходных обязательств;
контроль в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов;
применение существующих механизмов государственного (федерального и республиканского) экологического мониторинга, в основном путем анализа данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга;
решение задач развития системы экологического образования и просвещения Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан;
сохранение негативных тенденций в освоении и развитии материально-сырьевой базы Республики Дагестан, способных осложнить удовлетворение потребностей экономики в топливно-энергетическом и минерально-строительном сырье, качественной питьевой воде;
устойчивое недофинансирование мероприятий по развитию региональной системы государственного мониторинга вследствие недостаточности бюджетных ассигнований, в связи с чем установка региональных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществлена только в городах с наибольшим уровнем загрязнения воздуха (гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт).
При реализации Программы в рамках инерционного сценария ожидается следующее:
информация о состоянии атмосферного воздуха будет неполной вследствие недостаточного количества постов наблюдения и периодичности проведения измерений федеральной наблюдательной сети, сокращающегося количества измерений, осуществляемых федеральной сетью наблюдений за состоянием окружающей среды;
эффективность выявления нарушений в области постановки на учет природопользователей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, контроля соблюдения норм законодательства об охране окружающей среды природопользователями останется на прежнем уровне из-за отсутствия оперативной информации о правонарушениях;
ухудшение состояния атмосферного воздуха, сокращение количества охотничьих ресурсов станут факторами, снижающими рекреационный потенциал республики и ухудшающими состояние окружающей среды, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения;
снизится прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых в связи с сокращением поисково-разведочных работ и объемов предварительно оцененных запасов;
недостаточно эффективно будет использоваться сырьевой потенциал промышленности строительных материалов;
сохранится дефицит водопотребления, связанный как с фактическим отсутствием воды, так и с техногенным загрязнением подземных вод;
снизится активность научно-исследовательской деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды;
снизится уровень охвата обучающихся в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования;
снизится уровень экологической грамотности населения.
Реализация Программы по оптимистическому варианту предусматривает:
финансирование в полном объеме Программы из республиканского бюджета и осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием и развитием региональной сети мониторинга состояния атмосферного воздуха (стационарных и передвижных постов наблюдений и республиканского аналитического центра экологического мониторинга);
использование в региональной системе экологического мониторинга данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга, а также потенциала производственных и научных лабораторий экологического контроля и мониторинга;
выполнение в полном объеме мероприятий по проведению мониторинга, обеспечению рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;
эффективное государственное регулирование и управление работами по развитию материально-сырьевой базы;
решение задач развития системы экологического образования совместными усилиями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерства образования и науки Республики Дагестан, вузов республики;
усиление государственного республиканского экологического контроля в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов на основе данных системы регионального мониторинга.
При реализации Программы в рамках оптимистического сценария ожидается:
своевременное выявление изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, повышение качества оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха за счет создания базы достоверных, полных данных республиканской сети мониторинга состояния атмосферного воздуха;
повышение эффективности государственного республиканского экологического контроля на основании данных региональной сети стационарных и передвижных постов контроля качества атмосферного воздуха за счет оперативного обнаружения и фиксирования правонарушений, перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступающей в том числе в республиканский бюджет;
повышение оперативности действий органов государственной власти республики и природопользователей по предупреждению и снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух, сокращение числа сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками вследствие повышения оперативности контроля, определения причин и источников выбросов, расширения территориального покрытия региональной наблюдательной сети;
повышение обоснованности решений о необходимых мероприятиях по воспроизводству или регулированию численности животных на основании данных мониторинга объектов животного мира и охотничьих ресурсов;
получение прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых на новых объектах и обеспечение создания ликвидного фонда месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных питьевых вод;
повышение охвата населения мероприятиями в сфере экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры населения, формирование у населения бережного отношения к окружающей среде;
повышение качества и охвата обучающихся в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования.
При реализации различных вариантов развития системы мониторинга и охраны окружающей среды Республики Дагестан на достижение целей Программы могут повлиять такие риски, как недофинансирование Программы, организационные, нормативно-правовые и экономические риски.
Организационные риски связаны с возможными трудностями в организации взаимодействия в целях получения оперативной информации с администраторами федеральной сети экологического мониторинга на территории Республики Дагестан, с предприятиями-природопользователями, осуществляющими производственный экологический контроль. Также эти риски включают возможность принятия неэффективных управленческих решений в ходе управления и координации действий участников Программы.
Риск недофинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан может быть минимизирован путем корректировки объемов финансирования Программы и перераспределения мероприятий по годам ее реализации.
Учитывая, что при реализации мероприятий Программы будет сформирована система текущего управления, координации и контроля, риск принятия неэффективных управленческих решений будет минимален.

II. Основные цели и задачи целевой программы
с указанием сроков и этапов ее реализации,
а также целевых индикаторов и показателей

Основными целями Программы являются:
информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по принятию решений, направленных на повышение качества окружающей среды;
обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;
сохранение природных ресурсов и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы, обеспечение безопасного использования геологической среды;
создание условий для повышения эффективности системы экологического образования и воспитания, ответственного отношения к окружающей среде.
Для информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан в сфере состояния и техногенного воздействия на отдельные компоненты окружающей среды планируется решить следующие задачи:
формирование и обеспечение функционирования сети комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха республики;
разработка организационной структуры и нормативного обеспечения управления республиканской системой экологического мониторинга.
Достижение этой цели позволит повысить оперативность и обоснованность принятия решений по сокращению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, будет способствовать поддержанию благоприятных условий жизни населения.
В рамках обеспечения рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира необходимо решить следующие задачи:
организация и осуществление учета, государственного мониторинга, регулирования численности охотничьих ресурсов на территории Республики Дагестан;
обеспечение охраны и контроля использования охотничьих ресурсов, организация охотничьего хозяйства в республике.
Рациональное использование и воспроизводство объектов животного мира, охотничьих ресурсов и среды их обитания являются важным условием развития туристско-рекреационного потенциала, сохранения уникальной природы для будущих поколений жителей Республики Дагестан.
Достижение основных целей развития материально-сырьевой базы Республики Дагестан обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение безопасного использования геологической среды;
региональное геологическое, гидрогеологическое и геоэкологическое изучение территории Республики Дагестан, локализация ресурсов стратегических видов минерального сырья, подготовка участков недр республиканского значения для лицензирования недропользования;
подготовка разведанных запасов и месторождений общераспространенных полезных ископаемых к эксплуатации;
усиление работ по научно-методическому обеспечению и сопровождению геологоразведочного процесса, обеспечение научного сопровождения работ по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов, в первую очередь по обоснованию выявления новых месторождений и районов с неоцененным ресурсным потенциалом;
эффективное использование государственных геологических информационных ресурсов о недрах, завершение создания единой системы управления геологическими информационными ресурсами.
Повышение эффективности системы экологического образования и воспитания, ответственного отношения к окружающей среде достигается решением следующих задач:
развитие нормативно-правовой базы системы экологического образования;
совершенствование организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения;
повышение качества кадрового обеспечения системы экологического образования и просвещения;
совершенствование учебно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения;
развитие материально-технической базы экологического образования и просвещения;
создание информационной среды, обеспечивающей деятельность системы экологического образования и просвещения;
поддержка научно-исследовательской деятельности в области экологии и охраны окружающей среды.
Реализация системного подхода к решению определенных в Программе задач предполагает создать многоуровневую модель системы экологического образования, учитывающую все направления экологического образования в Республике Дагестан.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении № 1, а методика расчета индикаторов и показателей - в приложении № 3. При изменении объемов бюджетного финансирования Программы в установленном порядке проводится корректировка целевых индикаторов и их значений.
Сроки реализации Программы: 2013-2018 годы. Программа будет реализована в один этап.
Реализация Программы может быть досрочно прекращена при условии достижения целевых показателей ранее запланированного срока, а также в случаях, предусмотренных законодательством.

III. Перечень мероприятий Программы

Программа включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан;
охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан;
развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан;
экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 2.
В случае сокращения финансирования Программы в целом и по годам некоторые мероприятия (наименее приоритетные) могут не получить финансирование и не реализоваться в соответствующий период. При возобновлении финансирования они снова будут включены в Программу в соответствующий период.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Реализация Программы, направленной на развитие мониторинга и охрану окружающей среды Республики Дагестан, обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей бюджета.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик-координатор (Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан) в установленном порядке уточняет объемы финансирования программных мероприятий с учетом средств бюджета Республики Дагестан.
Мероприятия по организационному обеспечению Программы, а также мероприятия, реализация которых входит в служебные обязанности работников органов исполнительной власти Республики Дагестан или учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти Республики Дагестан финансируются за счет расходов, связанных с текущей деятельностью исполнителей, и не требуют дополнительных расходов в рамках Программы.
В ходе реализации Программы перечень мероприятий может корректироваться на основе анализа полученных результатов, а объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом разработанных технико-экономических обоснований и возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

V. Объем и источники финансирования Программы

Программа реализуется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы на 2013-2018 годы составляет 341,71 млн. рублей, в том числе по подпрограммам:
"Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан" - 112,32 млн. рублей (32,9 проц.);
"Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан" - 64,70 млн. рублей (18,9 проц.);
"Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан" - 116,550 млн. рублей (34,1 проц.);
"Экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан" - 48,14 млн. рублей (14,1 проц.).
Государственный заказчик Программы ежегодно в установленном порядке готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы и предложения по корректировке целевых показателей, сроков и объемов финансирования.
В ходе реализации Программы объемы финансирования могут подлежать ежегодной корректировке в соответствии с законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

VI. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком и ответственным исполнителем Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, кроме того, в исполнении Программы по согласованию участвуют Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан, Управление по недропользованию по Республике Дагестан, Дагестанский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Государственный заказчик в ходе выполнения Программы:
обеспечивает в пределах своих полномочий разработку нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы и достижение ее результатов;
организует текущее управление реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления);
организует выбор исполнителей Программы в соответствии с требованиями законодательства;
обеспечивает непрерывный контроль эффективности реализуемых мероприятий Программы;
использует правовые рычаги влияния, способствующие решению задач Программы;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
анализирует эффективность использования в ходе реализации Программы средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан;
организует мониторинг хода реализации Программы и достижения ее целевых индикаторов.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик Программы ежегодно согласовывает с Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
(в ред. Постановления Правительства РД от 02.12.2013 № 627)
Соисполнитель программы - Министерство образования и науки Республики Дагестан ежегодно до 20 января направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан информацию о ходе реализации и оценке эффективности Программы.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в срок до 1 февраля направляет годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы в Правительство Республики Дагестан, Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономики Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 02.12.2013 № 627)

VII. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии атмосферного воздуха;
повышение оперативности и обоснованности принятия решений по сокращению и предотвращению негативного антропогенного воздействия на атмосферный воздух;
повышение выявляемости и раскрываемости нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха;
создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение возможности для здоровой и комфортной жизни населения республики;
повышение инвестиционной привлекательности и развитие сферы услуг в области туризма и рекреации за счет сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на атмосферный воздух;
обеспечение условий для устойчивого существования объектов животного мира и среды их обитания, сохранение биологического разнообразия в интересах будущих поколений;
повышение туристической и рекреационной привлекательности республики за счет воспроизводства охотничьих ресурсов до оптимальной экологической емкости;
обеспечение органов власти достоверной информацией о состоянии, распространении и численности охотничьих ресурсов для принятия управленческих решений по регулированию их использования;
повышение эффективности системы контроля и охраны охотничьих ресурсов, снижение масштабов браконьерства и вреда, наносимого охотничьим ресурсам;
обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии общераспространенных полезных ископаемых и недр местного значения;
повышение оперативности и обоснованности принятия решений по сокращению и предотвращению негативного воздействия от хозяйственной деятельности недропользователей;
повышение выявляемости и раскрываемости нарушений недропользователями правил пользования недрами;
создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение возможности для здоровой и комфортной жизни населения республики;
повышение размеров налогов в республиканский бюджет Республики Дагестан за пользование недрами;
повышение инвестиционной привлекательности и развитие сферы услуг в области туризма и рекреации за счет сокращения уровня негативного воздействия от добычи общераспространенных полезных ископаемых;
увеличение охвата учащихся экологическим образованием в рамках учреждений дополнительного образования в сфере экологии;
увеличение целевой аудитории, охваченной социальной рекламой экологического содержания;
рост числа педагогических работников учреждений общего и дополнительного образования, повысивших квалификацию по экологическим направлениям;
увеличение числа мероприятий по популяризации ценностей экологической культуры (экологические конкурсы, премии и др.).





Приложение № 1
к государственной программе Республики Дагестан
"Мониторинг и охрана окружающей среды
в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2018 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 02.12.2013 № 627)


№ Наименование индикатора 2011 2013- Значение
п/п год 2018
(базо- годы 2013 2014 2015 2016 2017 2018
вый)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан

1. Объем информации (количество - 65,96 2,280 6,840 10,900 13,960 15,880 16,100
измерений) о состоянии
окружающей среды, полученной
на основании мониторинговых
исследований, поступающей для
анализа в органы власти
Республики Дагестан, тыс.
измерений

2. Количество пунктов наблюдения - 14 4 4 3 2 1 -
за состоянием атмосферного
воздуха, ед.

3. Количество рейдовых - 1170 40 120 190 240 270 310
мероприятий по выявлению
нарушений законодательства в
сфере охраны атмосферного
воздуха на основе данных
мониторинговых исследований,
по жалобам населения на
загрязнение атмосферного
воздуха, ед.

4. Доля устраненных нарушений 19,8 до 80 25 30 40 55 70 80
требований природоохранного
законодательства в общем
объеме нарушений, выявленных
в процессе проведения
мероприятий по региональному
государственному контролю в
области охраны окружающей
среды, %

Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды
их обитания в Республике Дагестан

5. Количество выявленных 277 2613 319 367 422 485 500 520
административных
правонарушений в области
охраны и использования
объектов животного мира в
результате рейдовых
мероприятий, шт.

6. Объем выполняемых учетных 298,8 2006,5 314,8 314,8 322,8 338,8 354,8 360,5
работ, государственный
мониторинг охотничьих
ресурсов и среды их обитания,
тыс. га

7. Проведение территориального - 100/ 100/ - - - - -
охот-устройства, %/тыс. га 4763,7 4763,7

8. Выдача охотничьих билетов 7200 50000 30000 10000 3000 3000 3000 1000
единого федерального образца,
шт.

Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан

9. Количество выданных и 34 340 40 50 55 60 65 70
переоформленных лицензий на
разработку недр ОПИ, шт.

10. Доля площадей - до 35 - - 20 25 30 35
рекультивированных и
возвращенных земель в
хозяйственный оборот от общей
площади заброшенных и
некультивированных карьеров,
%

11. Доля устраненных нарушений - до 70 25 30 40 55 70 70
требований законодательства в
общем объеме нарушений,
выявленных в процессе
проведения мероприятий по
региональному
государственному контролю на
объектах добычи ОПИ, %

12. Доля внедренных к общему - 100 100 100 100 100 100 100
числу разработанных
нормативно-методических
документов, регламентирующих
порядок проведения
геологического надзора, %

13. Количество обследованных - 280 - 60 60 60 50 50
месторождений с разведанными
и подтвержденными запасами
ОПИ, шт.

14. Объем осуществленной - 15982 1263,25 2105,25 3157,5 3175,5 3175,5 3105,0
геохимической съемки и
составленных геологических
карт низменного и предгорного
Дагестана, кв. км

15. Доля инвентаризованных - 90 8 16 24 32 40 50
скважин на территории
Северо-Дагестанского
артезианского бассейна, %

16. Количество проведенных работ - 120 20 20 20 20 20 20
по Маркшейдерскому контролю
на объектах недропользования
за объемами добычи ОПИ на
территории РД, ед.

17. Объем выполненных работ по - 100 100 - - - - -
обследованию скважин

Экологическое образование и просвещение населения Республики Дагестан

18. Охват населения Республики 4,3 30,2 5,1 8,4 13,4 19,6 28,7 30,2
Дагестан мероприятиями в
сфере экологического
просвещения, %

19. Охват учащихся экологическим 1,8 12,5 2,3 3,7 5,6 8,3 11,6 12,5
образованием, %

20. Наличие пакета - - имеется - - - - -
нормативно-правовых
документов, регламентирующих
деятельность системы

21. Наличие координирующего - - имеется - - - - -
органа - Координационного
совета по вопросам
экологического образования

22. Число специалистов, - 1495 65 140 215 290 365 420
повысивших квалификацию в
сфере экологии, чел.

23. Наличие комплекса - - - имеется - - - -
практических рекомендаций по
неформальному образованию
населения для администраций
муниципальных образований

24. Число объектов социальной - 400 20 40 60 80 100 100
рекламы, размещенных на
территории Республики
Дагестан, ед.

25. Число участников конкурса - 270 20 40 50 60 100
"Самый чистый двор", чел.

26. Число участников региональной 60 670 70 80 100 120 150 150
научно-практической
конференции "Актуальные
экологические проблемы
природопользования
Дагестана", чел.

27. Число участников конкурса - 525 50 75 100 100 100 100
"Лучшая экскурсия в ООПТ",
чел.






Приложение № 2
к государственной программе Республики Дагестан
"Мониторинг и охрана окружающей среды
в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2018 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 02.12.2013 № 627)


№ Наименование мероприятия Сроки Объемы финансирования, млн. руб. Ответственные за
п/п реализации выполнение
всего 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1. Формирование и обеспечение 2013-2018 102,12 26,96 28,56 21,86 14,66 5,08 5,0 Минприроды РД
функционирования сети
комплексного мониторинга
состояния атмосферного
воздуха в республике

2. Разработка и поддержка 2013-2018 10,20 0,50 0,00 4,70 5,00 0,00 0,00 Минприроды РД,
структуры управления, территориальные
нормативное обеспечение органы федеральных
республиканской системы органов исполни-
экологического мониторинга тельной власти
(по согласованию)
и подведомственные
учреждения феде-
ральных органов
исполнительной
власти
(по согласованию)

3. Организация и 2013-2018 17,525 3,815 3,315 3,365 3,465 1,995 1,570 Минприроды РД
осуществление учета,
государственного
мониторинга, регулирования
численности охотничьих
ресурсов на территории
Республики Дагестан

4. Обеспечение охраны и 2013-2018 47,175 24,170 6,745 5,420 5,420 3,850 1,570 Минприроды РД
контроля использования
охотничьих ресурсов,
организация охотничьего
хозяйства республики

5. Создание 2013-2017 0,25 0,05 0,05 0,05 0,05 0,03 0,02 Минприроды РД
нормативно-правовых и
экономических условий для
вовлечения в эксплуатацию
новых месторождений
общераспространенных
полезных ископаемых

6. Рациональное 2013-2018 114,90 17,10 19,80 24,00 27,00 16,00 11,00 Минприроды РД
использование,
воспроизводство и
поддержка сырьевой базы
предприятий,
обеспечивающих текущие
потребности республики в
ликвидных видах
общераспространенных
полезных ископаемых

7. Информационное обеспечение 2013-2018 1,50 0,45 0,30 0,25 0,25 0,15 0,10 Минприроды РД
недропользования

8. Совершенствование 2013-2017 3,30 0,00 0,00 1,10 1,10 0,60 0,50 Минприроды РД
нормативно-правового и
организационного
обеспечения системы
экологического образования
и просвещения

9. Повышение качества 2013-2018 4,40 0,64 0,94 0,94 0,94 0,64 0,30 Минприроды РД,
кадрового обеспечения Минобразования РД
системы экологического
образования и просвещения

10. Совершенствование 4,90 0,92 0,92 1,22 0,42 0,92 0,50 Минприроды РД
учебно-методического
обеспечения системы
экологического образования
и просвещения

11. Создание информационной 2013-2018 31,59 3,85 4,55 7,10 8,24 4,63 3,22 Минприроды РД
среды, обеспечивающей
деятельность системы
экологического образования
и просвещения

12. Поддержка 2013-2018 3,95 0,75 0,75 0,80 0,80 0,50 0,35 Минприроды РД
научно-исследовательской
деятельности в области
экологии и охраны
окружающей среды

Итого, 2013-2018 341,710 79,205 65,930 70,805 67,245 34,395 24,130 Минприроды РД
в том числе по
подпрограммам:

"Экологический мониторинг 2013-2018 112,320 27,460 28,560 26,560 19,660 5,080 5,000 Минприроды РД
окружающей среды в
Республике Дагестан"

"Охрана и воспроизводство 2013-2018 64,700 27,985 10,060 8,785 8,885 5,845 3,140 Минприроды РД
объектов животного мира и
среды их обитания в
Республике Дагестан"

"Развитие 2013-2018 116,550 17,600 20,150 24,300 27,200 16,180 11,120 Минприроды РД
минерально-сырьевой базы
Республики Дагестан"

"Экологическое образование 2013-2018 48,140 6,160 7,160 11,160 11,500 7,290 4,870 Минприроды РД
и просвещение в Республике
Дагестан"






Приложение № 3
к государственной программе Республики Дагестан
"Мониторинг и охрана окружающей среды
в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "МОНИТОРИНГ И ОХРАНА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2018 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 02.12.2013 № 627)


№ Наименование индикатора Методика расчета индикатора
п/п (показателя) (показателя)

1 2 3

Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан

1. Объем информации (количество фактическое количество
измерений) о состоянии окружающей мониторинговых исследований
среды, полученной на основании контроля качества окружающей
мониторинговых исследований, среды, проведенных за счет средств
поступающей для анализа в органы республиканского бюджета
власти Республики Дагестан Республики Дагестан в отчетном
году

2. Количество пунктов наблюдения за фактическое количество пунктов
состоянием атмосферного воздуха в наблюдения за состоянием
республике атмосферного воздуха,
организованных за счет средств
республиканского бюджета
Республики Дагестан в отчетном
году

3. Количество рейдовых мероприятий по фактическое количество рейдовых
выявлению нарушений мероприятий по выявлению нарушений
законодательства в сфере охраны законодательства в сфере охраны
атмосферного воздуха на основе атмосферного воздуха на основе
данных мониторинговых данных мониторинговых
исследований, по жалобам населения исследований, по жалобам населения
на загрязнение атмосферного на загрязнение атмосферного
воздуха воздуха, проведенных в отчетном
году

4. Доля устраненных нарушений отношение количества фактически
требований природоохранного устраненных нарушений к количеству
законодательства в общем объеме выявленных нарушений со сроком
нарушений, выявленных в процессе устранения на конец отчетного
проведения мероприятий по года, умноженное на 100 процентов
региональному государственному
контролю в области охраны
окружающей среды

Охрана и воспроизводство объектов животного мира
и среды их обитания в Республике Дагестан

5. Количество выявленных фактическое количество
административных правонарушений в составленных протоколов об
области охраны и использования административных правонарушениях в
объектов животного мира в области охраны и использования
результате рейдовых мероприятий объектов животного мира в
результате рейдовых мероприятий,
проведенных в отчетном году

6. Объем выполняемых учетных работ, фактическая площадь общедоступных
государственный мониторинг охотничьих угодий и особо
охотничьих ресурсов и среды их охраняемых природных территорий
обитания регионального значения, на которых
выполнены учет и оценка состояния
охотничьих ресурсов и среды их
обитания за счет средств
республиканского бюджета
Республики Дагестан в отчетном
году

7. Проведение территориального разработанная схема размещения,
охотустройства использования и охраны охотничьих
угодий на территории Республики
Дагестан

8. Выдача охотничьих билетов единого фактическое количество выданных
федерального образца охотничьих билетов единого
федерального образца за счет
средств республиканского бюджета
Республики Дагестан в отчетном
году

Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан

9. Увеличение доли выданных и отношение числа выданных и
переоформленных лицензий на переоформленных лицензий на
разработку недр разработку недр ОПИ, в том числе
общераспространенных полезных из числа рекомендованных к
ископаемых, в том числе из числа освоению ранее заброшенных
рекомендованных к освоению ранее карьеров к аналогичному числу в
заброшенных карьеров базовом году, умноженное на 100
процентов

10. Увеличение доли инвентаризованных отношение числа
скважин на территории инвентаризированных скважин на
Северо-Дагестанского артезианского территории Северо-Дагестанского
бассейна артезианского бассейна к
аналогичному числу в базовом году,
умноженное на 100 процентов

11. Увеличение доли проведенных отношение числа проведенных рейдов
независимых рейдов маркшейдерского маркшейдерского контроля на
контроля на объектах за объемами объектах добычи ОПИ на территории
добычи общераспространенных Республики Дагестан к аналогичному
полезных ископаемых на территории числу в отчетном году, умноженное
Республики Дагестан на 100 процентов

12. Увеличение размера налога за отношение размера налога за
пользование недрами пользование недрами к аналогичному
году, умноженное на 100 процентов

13. Сокращение времени на оформление фактически затраченное время на
лицензий на пользование недрами оформление лицензии на пользование
недрами (от момента принятия
документов до момента выдачи
лицензии) в днях относительно
аналогичного в отчетном году

Экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан

14. Охват населения Республики данные ведомственной отчетности
Дагестан мероприятиями в сфере
экологического просвещения

15. Охват учащихся экологическим данные официальной статистики
образованием Республики Дагестан
рассчитываются как отношение
численности занимающихся в
учреждениях дополнительного
образования экологического профиля
к численности учащихся в
общеобразовательных учреждениях в
отчетном году (процент)

16. Число специалистов, повысивших данные ведомственной отчетности,
квалификацию в сфере экологии фактическое количество
специалистов, повысивших
квалификацию в сфере охраны
окружающей среды и экологической
безопасности за счет средств
республиканского бюджета
Республики Дагестан в отчетном
году

17. Количество центров дополнительного данные ведомственной отчетности,
образования с оснащенными фактическое количество центров
экологическими кабинетами и дополнительного образования с
передвижными лабораториями оснащенными за счет средств
республиканского бюджета
Республики Дагестан экологическими
кабинетами и передвижными
лабораториями

18. Число объектов социальной рекламы, данные ведомственной отчетности,
размещенных на территории фактическое количество объектов
Республики Дагестан социальной рекламы, размещенных на
территории Республики Дагестан за
счет средств республиканского
бюджета Республики Дагестан в
отчетном году

19. Число участников конкурса "Самый данные ведомственной отчетности,
чистый двор" количество участников конкурса
"Самый чистый двор", проводимого в
отчетном году за счет средств
республиканского бюджета
Республики Дагестан

20. Число участников региональной данные ведомственной отчетности,
научно-практической конференции количество участников региональной
"Актуальные экологические проблемы научно-практической конференции
природопользования Дагестана" "Актуальные экологические проблемы
природопользования Дагестана",
проводимой в отчетном году за счет
средств республиканского бюджета
Республики Дагестан

21. Число участников конкурса "Лучшая данные ведомственной отчетности,
экскурсия в ООПТ" количество участников конкурса
"Лучшая экскурсия в ООПТ",
проводимого в отчетном году за
счет средств республиканского
бюджета Республики Дагестан






Приложение № 4
к государственной программе Республики Дагестан
"Мониторинг и охрана окружающей среды
в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"

ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 02.12.2013 № 627)

1. Методика оценки эффективности реализации республиканской целевой Программы разработана для обеспечения оценки хода ее выполнения и окончательного контроля за достижением целей и показателей результативности.
2. Эффективность Программы оценивается по степени достижения целевых индикаторов и показателей, установленных Программой на каждый год реализации. Оценка эффективности осуществляется путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов и установления степени достижения ожидаемых результатов.
3. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется государственным заказчиком Программы по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации по следующей форме:


Наименование Единица Значение целевого показателя
целевого показателя измерения
утверждено достигнуто отклонение оценка в
в Программе (в %) баллах

1 2 3 4 5 6


Итоговая сводная оценка
Отклонение в процентах каждого целевого показателя рассчитывается по формуле:

Дn = (Рnф - Рnн) / Рnн x 100%,

где:
Дn - отклонение в процентах от целевого показателя;
Рnф - фактическое значение показателя, достигнутое в ходе реализации Программы;
Рnн - значение показателя, утвержденное Программой.
Оценка в баллах каждого целевого показателя определяется следующим образом:
при выполнении утвержденного целевого показателя - 0 баллов;
при увеличении сверх утвержденного целевого показателя - плюс 1 балл за каждый процент увеличения;
при снижении ниже утвержденного целевого показателя - минус 1 балл за каждый процент снижения.
4. По результатам оценки эффективности Подпрограммы могут быть сделаны следующие выводы:
эффективность ниже запланированной;
эффективность на уровне запланированной;
эффективность выше запланированной.
5. По результатам оценки динамики роста эффективности программы за второй и последующие годы ее реализации могут быть сделаны следующие выводы:
эффективность снизилась по сравнению с предыдущим годом;
эффективность находится на уровне предыдущего года;
эффективность повысилась по сравнению с предыдущим годом.


------------------------------------------------------------------