Постановление Правительства РД от 04.12.2013 N 633 "Об утверждении Концепции имиджевой политики Республики Дагестан"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. № 633

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 02.06.2015 № 168)

В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 3 июня 2013 г. № 285 "О состоянии и мерах по формированию благоприятного туристического имиджа Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, № 11, ст. 748) Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить Концепцию имиджевой политики Республики Дагестан согласно приложению № 1.
2. Образовать Совет по имиджевой политике Республики Дагестан.
------------------------------------------------------------------
Пункт 3 утратил силу в части утверждения состава Совета. - Постановление Правительства РД от 02.06.2015 № 168.
------------------------------------------------------------------
3. Утвердить Положение о Совете по имиджевой политике Республики Дагестан и его состав согласно приложениям № 2, № 3.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Карибова А.Ш.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ





Приложение № 1
к постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 4 декабря 2013 г. № 633

КОНЦЕПЦИЯ
ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 02.06.2015 № 168)

1. Общие положения

Концепция имиджевой политики Республики Дагестан (далее - Концепция) определяет стратегию и основные направления имиджевой политики, механизм создания и продвижения для всех общественных аудиторий благоприятного образа Республики Дагестан.
Основой Концепции является признание органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления, организациями различных форм собственности значимости имиджевой составляющей в процессе экономического, социально-политического и культурного развития Республики Дагестан.
Концепция направлена на определение цели, задач, основных направлений и мероприятий имиджевой политики Республики Дагестан.
Концепция основывается на комплексной оценке современных тенденций и проблем формирования имиджа Республики Дагестан, учитывает ее политический, экономический и социокультурный потенциал.
Концепция является базовым документом, на основании которого будут разрабатываться все последующие нормативные правовые акты в сфере имиджевой политики Республики Дагестан.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
имидж Республики Дагестан - целенаправленно конструируемый в общественном сознании и сознании общественных аудиторий образ Республики Дагестан;
общественные аудитории - население Республики Дагестан, население Российской Федерации в целом, федеральное и региональное политическое сообщество, общественность, бизнес-сообщество, организации различных форм собственности, иностранные граждане, иностранные инвесторы, международные и иностранные организации, зарубежная общественность;
деятельность по созданию имиджа Республики Дагестан - создание образа Республики Дагестан посредством проведения имиджевой политики;
имиджевая политика Республики Дагестан - деятельность, направленная на создание благоприятного образа Республики Дагестан, содействующего решению стратегических и тактических задач Республики Дагестан на региональном и международном уровнях в политической, экономической, социальной и культурной сферах, целенаправленное управление информационными и коммуникативными ресурсами, находящимися в распоряжении органов исполнительной власти Республики Дагестан. Имиджевая политика Республики Дагестан реализуется посредством целенаправленного рекламирования и управления политико-культурными, экономико-географическими и иными методами создания образа;
республиканские бренды - комбинации названий, слов, символов и дизайнерских решений в целях обозначения товаров (услуг), производимых (оказываемых) на территории Республики Дагестан, а также наборы характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых потребителями и приписываемых ими товару (услугам);
брендинговое позиционирование Республики Дагестан - процесс определения места Республики Дагестан относительно других субъектов Российской Федерации, выявление ее конкурентных преимуществ.

2. Имидж Республики Дагестан и перспективы его формирования

Республика Дагестан находится в составе Северо-Кавказского федерального округа и является неотъемлемой частью Российской Федерации. Кроме этого, Республика Дагестан представляет собой уникальный регион со своей экономикой, политической сферой, инфраструктурой, природными ресурсами, климатическими особенностями, длительной историей и народными традициями. Современный уровень политического, экономического и социально-культурного развития Республики Дагестан и ее географическое положение обусловливают необходимость повышения ее значимости в межрегиональном, федеральном, экономическом взаимодействии, а также важность ее выхода на уровень международного сотрудничества. В связи с этим следует особое внимание уделять диверсификации производства, материальной диверсификации в экономике Республики Дагестан, развитию межрегионального туристско-рекреационного комплекса до масштаба национального - в Российской Федерации и международного - для стран ближнего и дальнего зарубежья.
Положительный имидж Республики Дагестан на региональном и международном уровнях способствует укреплению авторитета Республики Дагестан, является важным фактором высокой инвестиционной привлекательности Республики Дагестан, развития бизнеса на территории Республики Дагестан и в конечном счете укрепления социального согласия и повышения благосостояния населения.
Первым шагом в создании и успешном управлении имиджем Республики Дагестан должна стать концептуальная разработка специалистами сферы общественных коммуникаций экономически обоснованного, социально значимого образа Республики Дагестан. Этот процесс предполагает не только широкую пропаганду государственной символики, брендовых символов Республики Дагестан, но прежде всего тех ценностей, убеждений, представлений, которые формируют республиканскую индивидуальность, объединяют людей и, таким образом, становятся самой важной составляющей благоприятного образа Республики Дагестан.
Специфика деятельности по созданию имиджа Республики Дагестан определяется рядом внутренних и внешних политических, экономических и социокультурных факторов. Существующий международный имидж Республики Дагестан необходимо рассматривать через призму международного имиджа России в целом. Имидж Республики Дагестан является составной частью имиджа Российской Федерации. В свою очередь стабильность, экономическая развитость, культурная целостность и индивидуальность федеративного государства в представлении международной общественности во многом определяются имиджевыми составляющими субъектов Российской Федерации.
Сложившаяся ситуация требует разработки и реализации системы мероприятий по формированию долгосрочной имиджевой политики Республики Дагестан. Данная политика должна опираться на следующие объективные стратегические преимущества Республики Дагестан, которые способны выступать основой создания благоприятного имиджа Республики Дагестан.
Во-первых, Республика Дагестан обладает уникальным опытом практического хозяйствования и обеспечения жизнедеятельности населения в условиях горных территорий.
Во-вторых, статистические данные указывают, что Республика Дагестан - это экономически развивающийся регион в Северо-Кавказском федеральном округе по таким показателям, как объем сельского хозяйства и строительство жилья. Особым показателем выступает повышение уровня рождаемости в Республике Дагестан на фоне общего по России снижения численности населения. Реализуется доктрина здорового образа жизни.
В-третьих, политика федерального центра, внимание федерального политического сообщества к Республике Дагестан подчеркивают ее значимость как субъекта Российской Федерации со значительным потенциалом развития.
В-четвертых, Республика Дагестан активно продвигает себя как развивающийся центр культуры и туризма. Здесь проводятся уникальные в международном масштабе спортивные, научные и культурные мероприятия. Результатом бережного отношения к духовному и природному богатству предков стало признание ЮНЕСКО цитадели Нарын-Кала Республики Дагестан мировым шедевром культурного наследия.
В-пятых, природа Республики Дагестан - ценнейшая часть природного комплекса Земли, уникальное достояние человечества, резерв биосферы планеты. Имеется большое количество особо охраняемых природных территорий, привлекательных для туризма. В Республике Дагестан сохранена одна из самых больших не тронутых хозяйственной деятельностью человека территорий. Это первозданная природа, уникальные, ненарушенные природные комплексы, на сохранение которых направлена государственная экологическая политика Республики Дагестан. В настоящее время почти 30 процентов территории Республики Дагестан имеет статус особо охраняемых природных территорий. Международный авторитет Республики Дагестан в сфере охраны природы достаточно высок и признаваем как эталон.
Перспективы развития благоприятного имиджа Республики Дагестан зависят от реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38, предусматривающей рост в Республике Дагестан объема валового регионального продукта, доходов населения, объема промышленного производства. Предполагается, что Республика Дагестан добьется устойчивого экономического роста и превратится в регион с меньшей, чем в настоящее время, необходимостью в бюджетных дотациях из федерального бюджета.
Базовыми отраслями в Республике Дагестан по-прежнему будут сельское хозяйство, рекреационно-туристический и промышленный комплексы. При этом также планируется развитие производства строительных материалов, горнодобывающей промышленности. Из новых отраслей внимание будет уделяться созданию перерабатывающих производств в сельском хозяйстве, глубокой переработке первичного минерального сырья.
На первом этапе социально-экономического развития Республики Дагестан будет создана инфраструктура, отвечающая современным требованиям, задачам обеспечения экономической безопасности страны. На втором этапе выйдут на проектную мощность предприятия по разработке крупных месторождений, стройиндустрии, особой экономической зоны, гидроэнергетика.
Будет реализован целый ряд стратегических инвестиционных проектов, имеющих значение не только для Республики Дагестан, но и для Российской Федерации в целом. Первая группа проектов предназначена для поддержания действующих отраслей: туристического, строительного и сельскохозяйственного комплексов. Другие инвестиционные проекты рассчитаны на ускоренный рост валового регионального продукта и объема промышленного производства.
Модернизация транспортной системы (железнодорожной, авиационной и автомобильной) дает возможность создания в столице Республики Дагестан транспортного узла, что обеспечит эффективное взаимодействие всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов.
Особое значение для дальнейшего социально-экономического развития Республики Дагестан имеют энергетические и транспортные проекты Республики Дагестан по соединению изолированных энергосистем, что поможет ликвидировать дефицит электроэнергии для производства и промышленности. Данные проекты носят ярко выраженный межрегиональный характер и будут иметь большое значение не только для Республики Дагестан, но и для Северного Кавказа в целом.
Ключевым эффектом реализации предлагаемых межрегиональных проектов станет повышение инвестиционной привлекательности Республики Дагестан и дальнейшее развитие ее экономики как основы всей жизнедеятельности Республики Дагестан.
Таким образом, имеющий место имиджевый потенциал Республики Дагестан, позволяющий привлечь внимание инвесторов и значительно увеличить приток внутренних и внешних инвестиций, должен стать основой для развития экономики Республики Дагестан, ее производственной, культурной и социальной инфраструктуры, способствовать повышению уровня жизни и социального согласия населения Республики Дагестан.

3. Основные цели и задачи имиджевой политики
Республики Дагестан

Цели имиджевой политики Республики Дагестан:
1) привлечение инвестиционных, трудовых и других ресурсов в Республику Дагестан;
2) повышение привлекательности Республики Дагестан для туристов и инвесторов;
3) повышение конкурентоспособности региональных товаров и услуг внутри Республики Дагестан и за ее пределами.
Задачи имиджевой политики Республики Дагестан:
1) разработка системы показателей для оценки имиджа Республики Дагестан;
2) создание системы мониторинга имиджа Республики Дагестан в зарубежных, федеральных и региональных средствах массовой информации;
3) создание системы продвижения имиджа Республики Дагестан для всех общественных аудиторий, в том числе системы информирования российской и мировой общественности о современном уровне и перспективах развития Республики Дагестан через средства массовой информации республиканского и федерального уровней;
4) создание системы продвижения имиджа Республики Дагестан в федеральных и зарубежных средствах массовой информации;
5) объединение усилий квалифицированных специалистов по общественным коммуникациям с целью создания имиджа Республики Дагестан и определения наиболее эффективных путей его продвижения с использованием современных рекламных и информационных технологий;
6) проведение целенаправленной и систематической работы по мониторингу общественного мнения и характера представлений общественной аудитории о социально-экономической, политической ситуации, инвестиционной привлекательности Республики Дагестан;
7) стимулирование разработок и апробации инновационных проектов создания благоприятного образа Республики Дагестан.

4. Основные характеристики имиджевой политики
Республики Дагестан

Участниками современного процесса формирования имиджа Республики Дагестан (субъектами имиджевой политики) выступают:
Глава Республики Дагестан;
(в ред. Постановления Правительства РД от 02.06.2015 № 168)
Народное Собрание Республики Дагестан;
Правительство Республики Дагестан;
Администрация Главы и Правительства Республики Дагестан;
(в ред. Постановления Правительства РД от 02.06.2015 № 168)
органы государственной власти Республики Дагестан;
Совет по имиджевой политике Республики Дагестан;
Управление пресс-службы и информации Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 02.06.2015 № 168)
Субъекты имиджевой политики Республики Дагестан в пределах имеющихся полномочий осуществляют реализацию поставленных задач и мероприятий имиджевой политики Республики Дагестан во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями различных форм собственности, научно-образовательными учреждениями, общественными организациями.
Работа по формированию имиджа Республики Дагестан должна носить системный, плановый, организационно и финансово обоснованный характер.
Процесс формирования имиджа Республики Дагестан предполагает проведение маркетинговых исследований с целью определения имиджевых преимуществ Республики Дагестан в рамках российского и международного социально-экономического пространства, оценки меняющегося имиджевого потенциала Республики Дагестан.

5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность
по формированию имиджа Республики Дагестан

На формирование имиджевой политики на территории Российской Федерации распространяются как общие положения, сформулированные в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, так и специальные нормы, регулирующие отношения в сфере массовых коммуникаций. Основным нормативным правовым актом в данной области является Федеральный закон от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации", а также Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе".
Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по формированию имиджа Республики Дагестан, предопределяет на настоящем этапе одну из главных задач в области регулирования имиджевой политики - разработку основополагающего нормативного правового акта Республики Дагестан в данной области, предусматривающего порядок регулирования имиджевой политики Республики Дагестан, функционирования организаций, ответственных за проведение соответствующих мероприятий.

6. Основные направления и мероприятия
имиджевой политики Республики Дагестан

6.1. В общественно-политической сфере:
1) разработка нормативных правовых актов по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Дагестан;
2) внедрение организационной схемы управления деятельностью по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Дагестан;
3) реализация схемы финансового обеспечения деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Дагестан;
4) организация деятельности субъектов имиджевой политики по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Дагестан, в том числе:
а) регулярное, планомерное информирование общественных аудиторий о результатах взаимодействия субъектов имиджевой политики с федеральными органами государственной власти, общественными и иными организациями;
б) систематическое информирование руководства Республики Дагестан о существующей реакции общественности на проводимую политику;
в) информационно-разъяснительная работа политических партий, общественных объединений, представителей национальных групп (диаспор), представителей религиозных конфессий и др. с населением по проблемам нравственного, культурного и патриотического воспитания.
6.2. В информационно-коммуникативной сфере:
1) организация деятельности средств массовой информации, в том числе:
а) координация усилий средств массовой информации по продвижению благоприятного образа Республики Дагестан на внутреннем и внешнем рынках распространения информации;
б) целенаправленное системное просвещение общественности в вопросах государственной политики Республики Дагестан и оперативное размещение информации о Республике Дагестан, ее жителях и событиях, товарах и услугах в определенных экономических, политических, социально-культурных, исторических, психологических, образовательных контекстах;
в) распространение информации позитивного характера о Республике Дагестан в целях продвижения ее благоприятного образа, создания ее высокой репутации и побуждения общественных аудиторий к желательным для Республики Дагестан действиям;
г) развитие и поддержка средств массовой информации, информирующих о Республике Дагестан, в том числе электронных;
д) активизация и систематизация деятельности пресс-служб органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, пресс-служб компаний, организаций и структур.
6.3. В сфере социально-экономического развития:
1) организация имиджевой составляющей деятельности по созданию имиджа Республики Дагестан субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе:
а) анализ, оценка и определение приоритетов инвестиционной политики Республики Дагестан и формирование благоприятных условий для инвестирования и предпринимательства;
б) проведение целенаправленной и систематической работы по мониторингу общественного мнения и динамики представлений общественных аудиторий о социально-экономической, инвестиционной привлекательности Республики Дагестан;
в) определение приоритетов развития инновационной и научно-технической сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;
г) разработка принципов имиджевой политики Республики Дагестан по секторам экономики;
д) продвижение республиканских брендов, имиджа товаров и услуг, производимых и оказываемых на территории Республики Дагестан;
е) расширение и углубление экономических, социально-культурных, научных связей Республики Дагестан с субъектами Российской Федерации, ближним и дальним зарубежьем;
2) обеспечение туристской привлекательности Республики Дагестан:
а) развитие и поддержка внутренних туристских ресурсов;
б) продвижение туристского потенциала Республики Дагестан на международных, российских и региональных туристских выставках, в том числе с использованием продукции региональных товаропроизводителей и привлечением национальных творческих коллективов.
6.4. В сфере культуры и духовного развития:
1) формирование имиджа Республики Дагестан на основе сохранения и развития культурного и духовного потенциала общества, создания современного поликультурного пространства в рамках процесса его интеграции с мировой культурой, в том числе:
а) разработка программных мероприятий по созданию, развитию и сохранению национальных культурно-этнографических объектов Республики Дагестан;
б) поддержка и сохранение национальных культур народов Дагестана;
в) сохранение и поддержка достопримечательностей, культурных, этнографических и природных памятников Республики Дагестан.
6.5. В сфере науки и образования:
1) научно-методическое обеспечение деятельности по созданию имиджа Республики Дагестан;
2) использование научных подходов к рекламной и информационной деятельности субъектов имиджевой политики;
3) разработка и реализация программы мониторинга имиджа Республики Дагестан;
4) кадровое обеспечение деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Дагестан и образовательная деятельность, в том числе:
а) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для сферы общественных коммуникаций и специалистов, занимающихся решением проблем формирования имиджа и брендингового позиционирования Республики Дагестан.

7. Механизмы финансирования мероприятий Концепции

Финансовая поддержка деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Дагестан осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и вовлечения основных хозяйствующих субъектов, работающих на территории Республики Дагестан.
Вовлечение основных хозяйствующих субъектов, работающих на территории Республики Дагестан, в процесс формирования имиджа Республики Дагестан позволит консолидировать основные производительные силы Республики Дагестан в целях продвижения регионального продукта на российском и международном рынках, эффективного использования потенциала Республики Дагестан, повышения благосостояния ее населения в целом.

8. Результаты реализации Концепции

Планируемые результаты реализации имиджевой политики Республики Дагестан:
1) позиционирование Республики Дагестан как динамично развивающегося региона Российской Федерации;
2) позиционирование лидеров Республики Дагестан как ведущих региональных руководителей и политиков;
3) развитие въездного туризма посредством создания имиджа Республики Дагестан как успешно развивающегося региона Российской Федерации с уникальными культурными, историческими и природными богатствами;
4) формирование патриотических чувств по отношению к малой родине у жителей Республики Дагестан;
5) доступность неопределенному кругу лиц информации о событиях, происходящих в Республике Дагестан;
6) эффективное рекламно-информационное сопровождение мероприятий российского и международного уровней, влияющих на формирование и поддержание положительного имиджа Республики Дагестан.





Приложение № 2
к постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 4 декабря 2013 г. № 633

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ ПО ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 02.06.2015 № 168)

1. Общие положения

1.1. Совет по имиджевой политике Республики Дагестан (далее - Совет) является экспертно-совещательным органом Республики Дагестан по вопросам формирования и продвижения благоприятного имиджа Республики Дагестан.
1.2. Совет в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Совета

2.1. Основными задачами Совета являются:
разработка рекомендаций по формированию и продвижению благоприятного имиджа Республики Дагестан;
подготовка предложений, выработка приоритетных направлений имиджевой политики Республики Дагестан;
анализ практики реализации имиджевой политики Республики Дагестан и подготовка предложений по ее совершенствованию.

3. Функции Совета

3.1. Совет:
а) разрабатывает предложения по определению приоритетных направлений имиджевой политики Республики Дагестан;
б) разрабатывает общую стратегию формирования привлекательного имиджа и бренда Республики Дагестан;
в) объединяет деятельность специалистов в области общественных коммуникаций с целью определения наиболее эффективных путей и механизмов продвижения имиджа Республики Дагестан;
г) формирует предложения по финансированию деятельности, направленной на формирование имиджа Республики Дагестан;
д) устанавливает научные и общественные связи с другими субъектами Российской Федерации с целью освоения имеющегося практического опыта;
е) разрабатывает рекомендации по формированию имиджа организаций различных форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Республики Дагестан.

4. Права Совета

4.1. Совет имеет право:
а) вносить в Правительство Республики Дагестан и Народное Собрание Республики Дагестан предложения по вопросам деятельности Совета;
б) создавать рабочие группы экспертов по отдельным вопросам;
в) привлекать к участию в работе Совета работников органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления;
г) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан, а также органов местного самоуправления материалы, необходимые для реализации Советом своих целей, задач и функций.

5. Состав Совета

5.1. Состав Совета и Положение о нем утверждаются Правительством Республики Дагестан.
5.2. Совет возглавляет заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 02.06.2015 № 168)
5.3. В Совет входят специалисты в области связи и информатики, культуры и искусства, науки и образования, представители органов государственной власти Республики Дагестан.

6. Порядок работы Совета

6.1. Работа Совета осуществляется в соответствии с принимаемым им планом работы на календарный год.
6.2. Советом проводятся заседания согласно плану работы на календарный год, но не реже одного раза в полгода.
6.3. Решения Совета принимаются простым большинством голосов его членов. Каждый член Совета имеет один голос. Решение считается принятым, если на заседании присутствует не менее половины членов Совета.
6.4. Решения Совета оформляются протоколами, которые подписываются председателем Совета. Секретарь Совета в течение семи дней с момента проведения заседания направляет копии протоколов членам Совета и заинтересованным организациям.
6.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляется Администрацией Главы и Правительства Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 02.06.2015 № 168)





Приложение № 3
к постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 4 декабря 2013 г. № 633

СОСТАВ
СОВЕТА ПО ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Утратил силу. - Постановление Правительства РД от 02.06.2015 № 168.


------------------------------------------------------------------