По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление Правительства РД от 12.09.2013 N 432 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2018 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. № 432
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2018 ГОДА"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РД
от 05.11.2013 № 564, от 13.12.2013 № 654,
от 21.02.2014 № 61, от 21.08.2014 № 376,
от 28.04.2015 № 127)
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2018 года" (далее - Программа).
(в ред. Постановлений Правительства РД от 05.11.2013 № 564, от 21.08.2014 № 376)
2. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству экономики Республики Дагестан при корректировке республиканского бюджета Республики Дагестан на 2013 год и при формировании проектов республиканского бюджета Республики Дагестан на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать средства на финансирование Программы.
3. Установить, что объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Исаева М.И.
(в ред. Постановлений Правительства РД от 21.08.2014 № 376, от 28.04.2015 № 127)
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 12 сентября 2013 г. № 432
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2018 ГОДА"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РД
от 05.11.2013 № 564, от 13.12.2013 № 654,
от 21.02.2014 № 61, от 21.08.2014 № 376,
от 28.04.2015 № 127)
ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2018 ГОДА"
(в ред. Постановления Правительства РД
от 28.04.2015 № 127)
Ответственный исполнитель Программы
-
Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан
Участники Программы
-
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - ОМСУ) (по согласованию),
ОАО "НПК "Русская радиоэлектроника" (по согласованию),
ОАО "Транснет" (по согласованию)
Цели Программы
-
повышение эффективности системы государственного управления на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ);
повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг гражданам и организациям в Республике Дагестан с использованием ИКТ, а также по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ); расширение возможностей доступа граждан и организаций к деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан (далее - ОИВ)
Задачи Программы
-
формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан;
внедрение в деятельность Правительства Республики Дагестан, органов государственной власти Республики Дагестан новых ИКТ и формирование электронного правительства Республики Дагестан;
формирование республиканской законодательной базы в сфере ИКТ, обеспечивающей эффективное функционирование электронного правительства Республики Дагестан;
создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнес-сообществом и повышения качества и оперативности предоставления им государственных и муниципальных услуг с использованием ИКТ;
создание условий для обеспечения защиты государственных информационных ресурсов и информационных систем;
создание единого информационного пространства органов государственной власти Республики Дагестан, отвечающего современным стандартам управления и безопасности;
расширение сети МФЦ, соответствующих установленным требованиям, и внедрение единого фирменного стиля МФЦ
Этапы и сроки реализации Программы
-
2014-2018 годы, разделение на этапы не предусмотрено
Целевые индикаторы и показатели Программы
-
количество городских и сельских поселений, подключенных к Единой государственной системе управления и передачи данных Республики Дагестан (далее - ЕГСУПД РД);
количество выпущенных универсальных электронных карт (далее - УЭК);
количество государственных и муниципальных услуг, переведенных в электронный вид;
количество тиражируемых государственных и муниципальных услуг;
количество окон МФЦ, обеспеченных автоматизированной информационной системой МФЦ (далее - АИС МФЦ);
количество органов государственной власти Республики Дагестан, ОИВ, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений, подключенных к Единой межведомственной системе электронного документооборота (далее - ЕСЭД);
доля ОИВ, подключенных к интранет-порталу;
доля ОИВ, подключенных к единому web-решению;
доля ОИВ, обеспеченных лицензионным программным обеспечением видео-конференц-связи;
уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг;
доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ;
среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (ОМСУ) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности;
среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (ОМСУ) для получения государственных (муниципальных) услуг;
доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Объемы и источники финансирования Программы
-
общий объем финансирования Программы - 2368,7929 млн. рублей, из них за счет средств:
республиканского бюджета Республики Дагестан - 1799,2429 млн. рублей;
федерального бюджета - 399,25 млн. рублей;
внебюджетных источников (по согласованию) - 170,30 млн. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
-
создание и развитие инфраструктуры электронного правительства Республики Дагестан;
создание единого информационного пространства органов государственной власти Республики Дагестан, отвечающего современным стандартам управления и безопасности;
обеспечение перехода органов государственной власти Республики Дагестан на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
повышение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
повышение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ;
обеспечение жителей республики УЭК, позволяющими удаленно получать услуги, не имея при себе документов на бумажных носителях;
повышение доли ОИВ и ОМСУ, осуществляющих обмен электронными образами документов с использованием Единой системы электронного документооборота
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью проведения единой политики при формировании и развитии электронного правительства Республики Дагестан, которая нацелена на создание в республике единого информационно-коммуникационного пространства, функционирующего по единым принципам и правилам и обеспечивающего информационные потребности государственных органов, организаций и граждан.
Программа рассматривается как основной механизм координации и интеграции приоритетных проектов в сфере информатизации ОИВ и создания единого информационного пространства Республики Дагестан и призвана стать одним из главных инструментов реализации региональной политики в области формирования и развития электронного правительства Республики Дагестан, а также выполнить координирующие функции по реализации мероприятий в этом направлении.
Правовую основу Программы составляют федеральные и республиканские законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Дагестан, регламентирующие вопросы использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, ОМСУ, хозяйствующих субъектов и населения, в том числе:
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)";
постановление Правительства Республики Дагестан от 8 апреля 2011 г. № 100 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан";
распоряжение Правительства Республики Дагестан от 15 декабря 2011 г. № 340-р о Плане мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Дагестан на 2012-2013 годы.
Программа устанавливает основные цели и задачи формирования и развития электронного правительства Республики Дагестан, внедрения ИКТ в государственное управление на всех уровнях власти для оперативного и эффективного взаимодействия государства и общества.
Разработка Программы осуществлялась с учетом современных тенденций в информационно-коммуникационном развитии, в соответствии с потребностями и возможностями Республики Дагестан. Планируемые Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года качественные изменения экономики республики определяют и соответствующие требования к электронному развитию республики.
Это в первую очередь повышение уровня использования ИКТ в ключевых сферах социально-экономического развития республики и государственном управлении, что позволит создать условия для достижения стратегических целей формирования электронного правительства и развития информационного общества.
Однако уровень развития информационной инфраструктуры Дагестана и использования ИКТ как в общественной жизни, так и в государственном управлении в настоящее время не в полной мере соответствует тем задачам, которые необходимо решить для достижения этих целей, одной из которых является повышение эффективности государственного управления.
Проблема отсутствия развитой инфраструктуры для обеспечения обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего внедрения ИКТ в государственное управление, социально-экономическую сферу и общественную жизнь.
Одним из приоритетных направлений деятельности ОИВ Республики Дагестан на 100 дней, 2013 год и на период до 2015 года является формирование электронного правительства Республики Дагестан до 2015 года. Программа определяет основные мероприятия, планируемые в рамках формирования электронного правительства Республики Дагестан.
Прежде всего для построения электронного правительства необходимо наличие соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры. Развитая инфраструктура электронного правительства в дальнейшем может стать основой развития информационно-коммуникационной системы республики в целом и технологической основой повышения эффективности государственного управления.
В этих целях в рамках создания регионального сегмента Единой государственной системы управления и передачи данных в Республике Дагестан реализованы мероприятия по модернизации структуры сети передачи данных. В рамках ЕГСУПД РД осуществлены мероприятия по реализации проекта по созданию собственной республиканской ВОЛС, проведены работы по прокладке приобретенного оптоволоконного кабеля.
К ЕГСУПД РД подключены 51 муниципальное образование, 29 ОИВ. Необходимо продолжить работы по подключению к ЕГСУПД РД городских и сельских поселений. Всего следует подключить 706 населенных пунктов, к 2018 году - 20 проц. от общего числа - 143 населенных пункта.
(в ред. Постановления Правительства РД от 21.08.2014 № 376)
Реализация этого проекта позволит объединить ОИВ и ОМСУ в ЕГСУПД РД, внедрить электронный документооборот, обеспечить органы власти, а также образовательные, медицинские и другие бюджетные учреждения широкополосным доступом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", развернуть центры телемедицины, предоставлять государственные и муниципальные услуги в электронном виде, наладить видео-конференц-связь и т.д.
Проведены также мероприятия по созданию системы видео-конференц-связи. В соответствии с государственным контрактом на расширение системы защищенного информационного взаимодействия для ЕГСУПД РД в малом зале заседаний здания Правительства Республики Дагестан установлена система защищенной видео-конференц-связи. У глав всех районов и городов республики установлено периферийное оборудование видео-конференц-связи.
Формирование электронного правительства предполагает повышение эффективности государственного и муниципального управления, в том числе за счет перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Реализация перехода на предоставление услуг в электронном виде позволит уменьшить количество документов, необходимых для получения услуги гражданином, сократить время ее получения, количество посещений гражданином органов государственной власти и ОМСУ.
Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в Республике Дагестан в 2012 году переведены на предоставление в электронном виде 116 государственных и муниципальных услуг. Обеспечена возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции) по 76 государственным и муниципальным услугам. До 1 января 2014 г. планируется обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) по 56 государственным и муниципальным услугам.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 к 2015 году необходимо довести долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 30 проц., а к 2018 году - до 70 процентов.
В 2012 году проведены работы по созданию региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - РСМЭВ) Республики Дагестан и подключению РСМЭВ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). К РСМЭВ были подключены 27 ОИВ и 52 муниципальных образования (районы и города). С муниципальными образованиями заключены соглашения о подключении к РСМЭВ.
Необходимо продолжить мероприятия по подключению органов государственной власти Республики Дагестан к СМЭВ и по внедрению системы исполнения регламентов.
С Минкомсвязи России подписано соглашение о взаимном признании электронных подписей в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Проведены работы по приобретению участниками межведомственного взаимодействия ключей электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП).
Реализуются мероприятия и по расширению сети МФЦ. По итогам 2012 г. в Республике Дагестан создано и функционирует 9 МФЦ. Планируется дальнейшее расширение сети МФЦ и подключение их к АИС МФЦ.
В 2012 году завершена реализация инвестиционного проекта "Строительство узла внутризоновой телефонной связи на территории Республики Дагестан с использованием NG№ - технологий и волоконно-оптической линии связи", который охватывает все города, районные центры и сопутствующие населенные пункты ВОЛС протяженностью более 2500 километров. Установлены и оборудованы узлы широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" во всех городах и районных центрах. При этом широкополосный доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" стал доступным не только для организаций, но и для населения отдаленных районов республики.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ в Республике Дагестан осуществляются мероприятия по реализации проекта "Универсальная электронная карта". В рамках этого проекта предполагается предоставление гражданам государственных и муниципальных услуг, транспортных, медицинских и финансовых услуг с использованием УЭК.
Определены уполномоченные организации по реализации проекта, подписаны необходимые соглашения и заключены договоры, утвержден план внедрения УЭК в Республике Дагестан. Проведены работы по созданию инфраструктуры для использования УЭК.
С 1 января 2013 года в Республике Дагестан началась выдача гражданам УЭК на основании их заявлений. На 2013 год запланирован выпуск 11000 УЭК. В дальнейшем предусмотрено ежегодно увеличивать количество выпускаемых карт.
В основные задачи формирования инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления. И в этом направлении в республике проводится комплекс мероприятий.
В целях формирования единого информационного пространства органов государственной власти республики планируется создание единого систематизированного web-решения для всех ОИВ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях организации единого коммутационного стыка для доступа в информационно-коммуникационную сеть "Интернет" ОИВ проведены подготовительные мероприятия. Подготовлено техническое задание на закупку оборудования и развертывание центра обработки данных (далее - ЦОД).
Кроме того, начата работа по созданию республиканского интранет-портала (внутреннего) органов государственной власти Республики Дагестан как сервиса по поддержке групп коллективной работы, по предоставлению персонифицированного доступа к рабочим и общекорпоративным данным государственного сектора.
В целях внедрения СЭД в ОИВ и ОМСУ утвержден план мероприятий по внедрению СЭД на 2013 год. Разработана концепция и техническая документация для проведения конкурса по выбору решения СЭД.
Однако проводимый комплекс работ является недостаточным для внедрения современных средств ИКТ в деятельность органов государственной власти Республики Дагестан и ОМСУ и для построения электронного правительства Республики Дагестан.
К наиболее важным проблемам информатизации республиканских органов государственной власти и ОМСУ необходимо отнести:
недостаточное развитие и использование ИКТ в государственном управлении;
отсутствие прозрачности деятельности ОИВ;
ведомственную разобщенность информации, отсутствие межведомственного электронного взаимодействия, что приводит к дублированию информационных ресурсов, потере актуальности и достоверности информации и к дополнительным финансовым затратам;
недостаточное развитие информационного взаимодействия органов государственной власти и ОМСУ с общественностью, а также средств обратной связи, обеспечивающих проведение опросов и социологических исследований в целях изучения и анализа общественного мнения, обсуждения принимаемых решений.
Для устранения указанных недостатков и продолжения работ по всем направлениям в сфере формирования электронного правительства часть мероприятий Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Дагестан на 2012-2013 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Дагестан от 15 декабря 2011 г. № 340-р, учитывая их масштабность и актуальность, включена в перечень мероприятий настоящей Программы, так как в целях наиболее эффективного использования бюджетных средств для их реализации предпочтительнее других использование программно-целевого метода.
Кроме того, отмеченные выше проблемы носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации
Программы, целевые индикаторы и показатели
Основными целями Программы являются:
повышение эффективности системы государственного управления на основе использования ИКТ;
повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг гражданам и организациям в Республике Дагестан с использованием ИКТ;
расширение возможностей доступа граждан и организаций к деятельности ОИВ.
Для достижения намеченных целей Программы необходимо решить следующие задачи:
формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан;
внедрение в деятельность Правительства Республики Дагестан, органов государственной власти Республики Дагестан новых ИКТ и формирование электронного правительства Республики Дагестан;
формирование республиканской законодательной базы в сфере ИКТ, обеспечивающей эффективное функционирование электронного правительства Республики Дагестан;
создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнес-сообществом и повышения качества и оперативности предоставления им государственных и муниципальных услуг с использованием ИКТ;
создание условий для обеспечения защиты государственных информационных ресурсов и информационных систем;
создание единого информационного пространства органов государственной власти Республики Дагестан, отвечающего современным стандартам управления и безопасности.
Реализация Программы будет осуществляться до 2018 года. Программа не предполагает выделения этапов реализации.
(в ред. Постановления Правительства РД от 21.08.2014 № 376)
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями реализации Программы являются:
количество городских и сельских поселений, подключенных к ЕГСУПД РД;
количество выпущенных УЭК;
количество государственных и муниципальных услуг, переведенных в электронный вид;
(в ред. Постановления Правительства РД от 21.08.2014 № 376)
количество тиражируемых государственных и муниципальных услуг;
количество окон МФЦ, обеспеченных АИС МФЦ;
количество органов государственной власти Республики Дагестан, ОИВ, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений, подключенных к ЕСЭД.
(в ред. Постановления Правительства РД от 21.08.2014 № 376)
Полный перечень целевых индикаторов и показателей приведен в приложении № 1 к Программе.
III. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по срокам, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации Программы, и включает следующие основные направления:
формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан;
создание единой защищенной телекоммуникационной сети Республики Дагестан;
создание инфраструктуры ЦОД;
перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
реализация проекта "Универсальная электронная карта" в Республике Дагестан;
формирование электронного правительства Республики Дагестан;
централизованное приобретение лицензий на функционирующие в республике программные продукты по обеспечению деятельности ОИВ и ОМСУ;
централизованное обеспечение мероприятий по информационной безопасности органов государственной власти;
централизованное обеспечение защиты государственных информационных ресурсов и информационных систем;
создание ситуационно-аналитического центра при Главе Республики Дагестан;
(в ред. Постановления Правительства РД от 21.02.2014 № 61)
развитие IT-парка полного цикла "идея-серия".
Перечень программных мероприятий и объемы финансирования по направлениям Программы по годам приведены в приложении № 2 к Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы рассчитан на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия Программы.
Основной объем работ по реализации Программы будет финансироваться за счет средств, предусмотренных в смете расходов ответственного исполнителя Программы, обеспечивающих выполнение программных мероприятий, а также целевых средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2015 № 127)
Ответственный исполнитель Программы в процессе реализации Программы организует проведение мероприятий по привлечению дополнительных источников финансирования, расширению базы внебюджетных источников финансирования Программы, а также средств федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований.
(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2015 № 127)
Выделение средств на реализацию программных мероприятий из республиканского бюджета Республики Дагестан осуществляется на основании постановлений и распоряжений Правительства Республики Дагестан.
Основные расходы предполагают финансирование создания и внедрения межведомственных информационных систем, направленных на формирование и развитие электронного правительства республики в целом, приобретения оборудования и программного обеспечения создаваемого ситуационно-аналитического центра при Главе Республики Дагестан, создания инфраструктуры ЦОД, обеспечения возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, приобретения лицензий на программное обеспечение, обеспечения защищенных каналов передачи данных, разработки и реализации подпрограмм IT-парка полного цикла "идея-серия".
(в ред. Постановления Правительства РД от 21.02.2014 № 61)
V. Объемы и источники финансирования Программы
(в ред. Постановления Правительства РД
от 28.04.2015 № 127)
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Кроме того, планируется софинансирование некоторых мероприятий из федерального бюджета, а также внебюджетных источников.
Прогнозируемая стоимость реализации мероприятий Программы оценивается в 2366,6866 млн. рублей, в том числе:
в 2014 г. - 75,90 млн. рублей;
в 2015 г. - 150,6706 млн. рублей;
в 2016 г. - 868,372 млн. рублей;
в 2017 г. - 642,372 млн. рублей;
в 2018 г. - 629,372 млн. рублей;
из них за счет средств:
республиканского бюджета Республики Дагестан - 1797,1366 млн. рублей, в том числе:
в 2014 г. - 15,60 млн. рублей;
в 2015 г. - 70,6706 млн. рублей;
в 2016 г. - 693,622 млн. рублей;
в 2017 г. - 517,622 млн. рублей;
в 2018 г. - 499,622 млн. рублей;
федерального бюджета - 399,25 млн. рублей, в том числе:
в 2014 г. - 30,00 млн. рублей;
в 2015 г. - 45,00 млн. рублей;
в 2016 г. - 139,750 млн. рублей;
в 2017 г. - 89,750 млн. рублей;
в 2018 г. - 94,750 млн. рублей;
внебюджетных источников (по согласованию) - 170,30 млн. рублей, в том числе:
в 2014 г. - 30,30 млн. рублей;
в 2015 г. - 35,00 млн. рублей;
в 2016 г. - 35,00 млн. рублей;
в 2017 г. - 35,00 млн. рублей;
в 2018 г. - 35,00 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы будут уточняться исходя из технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, а также возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан. Объемы софинансирования мероприятий Программы из федерального бюджета и внебюджетных источников будут ежегодно уточняться по результатам конкурсного отбора программ и планов мероприятий, а также исходя из фактических взносов участников Программы, включая организации государственной и негосударственной форм собственности.
Механизм привлечения внебюджетных средств представляет собой взносы участников Программы, включая организации государственной и негосударственной форм собственности, в рамках соглашений (договоров) о намерениях между ответственным исполнителем, предприятиями и организациями по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников.
Прогнозное значение потребности трудовых ресурсов для реализации мероприятий Программы равно 1000 человек.
VI. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляет ответственный исполнитель Программы - Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2015 № 127)
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляют Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан и Правительство Республики Дагестан.
Исполнители Программы - органы государственной власти Республики Дагестан, администрации районов и городов Республики Дагестан, организации, участвующие в реализации мероприятий Программы (определяемые на конкурсной основе).
Разработчиками проектов Программы являются привлекаемые к выполнению работ на конкурсной основе научно-исследовательские, проектно-конструкторские и другие организации, обладающие достаточным опытом и научно-практической базой для реализации программных мероприятий.
Ответственный исполнитель до начала реализации Программы утверждает Положение об управлении реализацией Программы, определяющее порядок формирования организационно-финансового плана реализации, механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения, процедуры обеспечения открытости информации о достигнутых показателях, результатах мониторинга реализации, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей.
(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2015 № 127)
Ответственный исполнитель разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы, подготавливает ежегодно доклад о ходе ее реализации, осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и совершенствованию механизма реализации Программы, организует в установленном порядке размещение в электронном виде информации о ходе и результатах ее реализации, финансировании программных мероприятий, проведении конкурсов на участие в реализации Программы.
(в ред. Постановления Правительства РД от 28.04.2015 № 127)
Ответственный исполнитель размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для реализации Программы, в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(в ред. Постановлений Правительства РД от 21.08.2014 № 376, от 28.04.2015 № 127)
VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Ожидаются следующие эффекты от реализации мероприятий и проектов Программы:
повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти Республики Дагестан за счет сокращения затрат на дублирование работ при многократном использовании сформированных и сопровождаемых региональных информационных ресурсов;
снижение затрат органов государственной власти Республики Дагестан на организацию обмена информацией на межведомственном уровне;
обеспечение информационной открытости и гласности деятельности органов государственной власти Республики Дагестан, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей;
повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг, снижение трудозатрат при их оказании.
При реализации мероприятий и проектов Программы в течение 2014-2018 годов ожидаются следующие результаты:
(в ред. Постановления Правительства РД от 21.08.2014 № 376)
создание и развитие инфраструктуры электронного правительства Республики Дагестан;
расширение сети ВОЛС Республики Дагестан и обеспечение широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
создание единого информационного пространства органов государственной власти Республики Дагестан, отвечающего современным стандартам управления и безопасности;
обеспечение перехода органов государственной власти Республики Дагестан на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
повышение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
повышение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ предоставления государственных услуг;
обеспечение жителей республики УЭК, позволяющей удаленно получать услуги, не имея при себе множества бумажных документов;
повышение доли ОИВ и ОМСУ, осуществляющих обмен электронными образами документов с использованием СЭД.
В качестве основных критериев оценки реализации Программы используются целевые показатели, характеризующие достижение целей Программы.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении № 3 к Программе.
VIII. Сроки реализации Программы
(введен Постановлением Правительства РД
от 28.04.2015 № 127)
Программа реализуется в 2014-2018 годах.
Разделение на этапы не предусмотрено.
IX. Состав и значение целевых индикаторов
и показателей Программы
(введен Постановлением Правительства РД
от 28.04.2015 № 127)
Показатели и индикаторы Программы приняты в увязке с целями и задачами Программы и с достижениями приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы.
Достижение показателей и индикаторов Программы обеспечивается путем выполнения (реализации) всех мероприятий Программы.
Целевые показатели и индикаторы Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приведены в приложении № 1 к Программе.
X. Описание мер государственного регулирования,
направленных на достижение целей и (или) конечных
результатов Программы
(введен Постановлением Правительства РД
от 28.04.2015 № 127)
Текущее управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы ответственный исполнитель ежегодно согласовывает с Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
Приложение № 1
к государственной программе
Республики Дагестан "Развитие
электронного правительства
Республики Дагестан до 2018 года"
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2018 ГОДА"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 28.04.2015 № 127)
№ п/п
Наименование мероприятия
Наименование показателя
Базовое значение
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
Построение ЕГСУПД РД
количество городских и сельских поселений, подключенных к ЕГСУПД РД, единиц
0
0
0
202
404
606
2.
Создание инфраструктуры Центра обработки данных (далее - ЦОД)
уровень программного и технического обеспечения, процентов
25
27
41
65
83
100
3.
Развитие проекта "Универсальная электронная карта" в Республике Дагестан
количество выпущенных универсальных электронных карт, единиц
1000
1466
1000
3000
3000
3000
4.
Обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде с элементами тиражирования, создание информационных систем, их сопровождение и интеграция с ведомственными информационными системами, в том числе:
4.1.
обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде
количество государственных и муниципальных услуг, переведенных в электронный вид, единиц
116
155
160
200
240
280
4.2.
тиражирование государственных и муниципальных услуг, переведенных в электронный вид
количество тиражируемых государственных и муниципальных услуг, единиц
23
42
30
37
43
49
4.3.
модификация интерактивных форм заявлений на едином портале государственных услуг (далее - ЕПГУ) для возможности оказания платных услуг, единиц
количество модифицированных интерактивных форм заявлений на ЕПГУ для возможности оказания платных услуг, единиц
0
16
32
48
64
80
4.4.
модификация электронных форм заявлений, включая модификацию настроек межведомственного взаимодействия в соответствии с новыми требованиями нормативных правовых актов (далее - НПА), единиц
количество модифицированных электронных форм заявлений, включая настройки межведомственного взаимодействия в соответствии с новыми требованиями НПА, единиц
0
17
17
34
51
68
4.5.
разработка электронных сервисов и адаптеров и их тиражирование для всех услуг, единиц
количество разработанных электронных сервисов и адаптеров, включая тиражирование для всех услуг, единиц
37
53
54
71
88
105
4.6.
модернизация многоуровневой автоматизированной информационной системы ЗАГС (далее - МАИС ЗАГС) для обеспечения возможности оказания услуг ЗАГС в электронном виде, единиц
количество обновлений МАИС ЗАГС для обеспечения возможности оказания услуг ЗАГС в электронном виде, единиц
1
2
1
2
3
4
4.7.
обеспечение межведомственного взаимодействия в электронном виде в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, единиц
количество государственных и муниципальных услуг с возможностью осуществления межведомственного взаимодействия в электронном виде, единиц
90
113
118
143
168
193
4.8.
разработка и внедрение информационной системы (далее - ИС) формирования, учета и отправки начислений в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), единиц
количество разработанных и внедренных ИС формирования, учета и отправки начислений в ГИС ГМП, единиц
0
1
1
1
1
1
4.9.
сопровождение и развитие ИС формирования, учета и отправки начислений в ГИС ГМП, единиц
количество сопровождаемых и модернизируемых ИС формирования, учета и отправки начислений в ГИС ГМП, единиц
0
0
1
1
2
3
4.10.
доработка электронных сервисов и адаптеров под новые требования федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) в связи с выводом из эксплуатации устаревших электронных сервисов
количество доработанных электронных сервисов и адаптеров под новые требования ФОИВ в связи с выводом из эксплуатации устаревших электронных сервисов, единиц
37
37
47
67
87
107
4.11.
модернизация автоматизированной информационной системы "Информационная учетная процессная подсистема" (далее - ИУПП) в соответствии с новыми техническими требованиями ФОИВ
количество обновлений ИУПП в соответствии с новыми техническими требованиями ФОИВ, единиц
0
1
0
0
0
1
5.
Внедрение, сопровождение, модернизация АИС МФЦ и проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе:
5.1.
проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг
количество проведенных опросов для проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, единиц
1
1
2
3
4
5
5.2.
внедрение АИС МФЦ
количество окон МФЦ, обеспеченных АИС МФЦ, единиц
68
133
472
472
472
472
5.3.
модернизация АИС МФЦ в соответствии с новыми техническими требованиями
количество МФЦ, обеспеченных модернизированной АИС МФЦ, единиц
13
21
13
33
53
68
6.
Создание, развитие и поддержка ЕСЭД
количество ОГВ, ОИВ, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений, подключенных к ЕСЭД, единиц
28
85
145
385
585
835
7.
Создание, развитие и сопровождение информационных систем, в том числе информационных порталов на единой платформе, в том числе:
7.1.
развитие и сопровождение интранет-портала органов власти
доля ОИВ, администраций муниципальных образований Республики Дагестан (далее - МО), подключенных к интранет-порталу органов власти Республики Дагестан, в общем количестве ОИВ и администраций МО, процентов
27
52
80
100
100
100
7.2.
развитие и сопровождение информационной системы "Общественный надзор"
доля ОИВ, администраций МО, подключенных и работающих в системе "Общественный надзор", в общем количестве ОИВ и администраций МО, процентов
44
81
81
81
81
81
7.3.
развитие и сопровождение системы "Электронный паспорт компетенции государственных и муниципальных служащих"
доля ОИВ, администраций МО, подключенных и работающих в системе "Электронный паспорт компетенций государственных и муниципальных служащих", в общем количестве ОИВ и администраций МО, процентов
27
49
49
81
81
81
7.4.
развитие и сопровождение системы "Электронный паспорт муниципальных районов и городских округов"
доля администраций МО, подключенных к системе "Электронный паспорт муниципальных районов и городских округов", в общем количестве ОИВ и администраций МО, процентов
55
92
92
100
100
100
7.5.
развитие единого web-решения и объединение интернет-сайтов ОИВ и МО в единую платформу
количество интернет-сайтов ОИВ, МО, объединенных в единую платформу, единиц
25
60
80
110
140
170
7.6.
создание и развитие информационно-аналитической системы "Мониторинг информатизации"
доля ОИВ, администраций МО, подключенных и работающих в системе "Мониторинг информатизации", в общем количестве ОИВ и администраций МО, процентов
0
0
0
60
90
100
7.7.
создание и развитие информационно-аналитической системы "Web-Своды"
доля ОИВ, администраций МО, подключенных и работающих в системе "Web-своды", в общем количестве ОИВ и администраций МО, процентов
0
0
0
60
90
100
7.8.
создание и развитие информационно-аналитической системы принятия управленческих решений, в том числе управление целевыми программами, оценка эффективности, мониторинг развития республики
доля ОИВ, администраций МО, подключенных и работающих в информационно-аналитической системе принятия управленческих решений, в общем количестве ОИВ и администраций МО, процентов
0
0
0
60
90
100
8.
Формирование единой геоинформационной системы Республики Дагестан
количество тематических информационных слоев, созданных в единой геоинформационной системе Республики Дагестан на единой топооснове, единиц
0
0
0
6
10
15
9.
Обеспечение мероприятий по информационной безопасности
уровень программного и технического обеспечения, процентов
0
0
0
60
80
100
10.
Легализация лицензионного программного обеспечения
количество рабочих мест ОИВ, обеспеченных лицензионным программным обеспечением, единиц
0
0
0
1072
1786
2500
11.
Развитие и поддержка видео-конференц-связи
доля ОИВ, обеспеченных лицензионным программным обеспечением видео-конференц-связи, процентов
60
0
0
88
94
100
12.
Создание ситуационно-аналитического центра при Главе Республики Дагестан
уровень обеспеченности работ по созданию ситуационно-аналитического центра (техническое и программное обеспечение, строительно-монтажные работы), процентов
0
0
0
72
86
100
13.
Развитие IT-парка полного цикла "идея-серия"
разработка и реализация подпрограмм, процентов
0
2,9
29,10
59,10
81,80
100
14.
Мероприятия по созданию МФЦ и территориальных обособленных структурных подразделений МФЦ
14.1.
уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, процентов
70
70
80
85
90
14.2.
доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, процентов
40
90
90
90
90
14.3.
среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (ОМСУ) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, единиц
2
2
2
2
2
14.4.
среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (ОМСУ) для получения государственных (муниципальных) услуг, минут
15
15
15
15
15
14.5.
доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, процентов
35
40
50
60
70
Приложение № 2
к государственной программе
Республики Дагестан "Развитие
электронного правительства
Республики Дагестан до 2018 года"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ДО 2018 ГОДА"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 28.04.2015 № 127)
№ п/п
Наименование мероприятия
Источники финансирования
Объем финансирования (млн. руб.)
Исполнители
всего
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Раздел I. Развитие электронного правительства Республики Дагестан
1.
Построение ЕГСУПД РД
республиканский бюджет РД
42,420
0
0
14,140
14,140
14,140
Минкомсвязь РД,
ОМСУ (по согласованию)
2.
Создание инфраструктуры ЦОД
республиканский бюджет РД
51,57
1,37
10,0
13,40
13,40
13,40
Минкомсвязь РД
3.
Развитие проекта "Универсальная электронная карта" в Республике Дагестан
республиканский бюджет РД
3,150
0
0
1,05
1,05
1,05
Минкомсвязь РД,
ОАО "Транснет" (по согласованию)
4.
Обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде с элементами тиражирования, создание информационных систем, их сопровождение и интеграция с ведомственными информационными системами
всего
213,15
36,15
20,0
52,00
52,00
53,00
Минкомсвязь РД
республиканский бюджет РД
99,45
10,95
10,0
26,00
26,00
26,50
федеральный бюджет
113,70
25,20
10,000
26,00
26,00
26,50
5.
Внедрение, сопровождение, модернизация АИС МФЦ и проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг
всего
27,80
4,80
0
8,00
8,00
7,00
Минкомсвязь РД,
уполномоченный МФЦ
республиканский бюджет РД
12,25
0
0,00
4,25
4,25
3,75
федеральный бюджет
15,55
4,80
0
3,75
3,75
3,25
6.
Создание, развитие и поддержка ЕСЭД
республиканский бюджет РД
49,28
3,28
10,00
12,00
12,00
12,00
Минкомсвязь РД
7.
Создание, развитие и сопровождение ИС
республиканский бюджет РД
32,5789
0
1,5789
11,00
10,00
10,00
Минкомсвязь РД
8.
Формирование единой геоинформационной системы Республики Дагестан
республиканский бюджет РД
55,00
0
0
25,00
15,00
15,00
Минкомсвязь РД
9.
Обеспечение мероприятий по информационной безопасности
республиканский бюджет РД
3,00
0
0
1,00
1,00
1,00
Минкомсвязь РД
10.
Легализация лицензионного программного обеспечения
республиканский бюджет РД
30,00
0
0
10,00
10,00
10,00
Минкомсвязь РД
11.
Развитие и поддержка видео-конференц-связи
республиканский бюджет РД
6,00
0
0
2,00
2,00
2,00
Минкомсвязь РД
12.
Создание ситуационно-аналитического центра при Главе Республики Дагестан
республиканский бюджет РД
55,00
0
0
35,00
10,00
10,00
Минкомсвязь РД
13.
Развитие IT-парка полного цикла "идея-серия"
всего
695,30
0
70,0
191,00
201,00
203,00
Минкомсвязь РД,
ОАО "НПК "Русская радиоэлектроника" (по согласованию)
республиканский бюджет РД
385,00
0
0
121,00
131,00
133,00
федеральный бюджет
140,00
0
35,00
35,00
35,00
35,00
внебюджетные источники
170,30
30,30
35,00
35,00
35,00
35,00
Всего по разделу I
всего
1214,249
75,90
111,5789
375,590
349,590
351,590
республиканский бюджет РД
824,699
15,60
31,5789
275,840
249,84
251,84
федеральный бюджет
269,25
30,00
45,00
64,75
64,75
64,75
внебюджетные источники
170,30
30,30
35,00
35,00
35,00
35,00
Раздел II. Развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан (МФЦ)
14.
Мероприятия по созданию МФЦ и территориальных обособленных структурных подразделений МФЦ:
всего
410,00
-
0
275,00
75,00
60,00
Минкомсвязь РД,
ОМСУ (по согласованию)
строительство, реконструкция, оснащение помещений МФЦ и обособленных структурных подразделений МФЦ;
республиканский бюджет РД
280,00
0
200,00
50,00
30,00
выкуп, аренда помещений под МФЦ и территориальные обособленные структурные подразделения МФЦ
федеральный бюджет
130,00
0
75,00
25,00
30,00
Всего по разделу II
всего
410,00
-
0
275,00
75,00
60,00
республиканский бюджет РД
280,00
-
0
200,00
50,00
30,00
федеральный бюджет
130,00
0
75,00
25,00
30,00
Раздел III. Обеспечение выполнения функций Минкомсвязи РД и подведомственных учреждений
15.
Обеспечение выполнения текущей деятельности Минкомсвязи РД по исполнению возложенных функций и полномочий
республиканский бюджет РД
162,686
39,0917
41,198
41,198
41,198
16.
Обеспечение выполнения деятельности подведомственных учреждений Минкомсвязи РД, всего
республиканский бюджет РД
529,752
0
176,584
176,584
176,584
в том числе:
16.1.
ГАУ РД "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан"
республиканский бюджет РД
502,551
0
167,517
167,517
167,517
16.2.
ГАУ РД "Телекоммуникационные системы"
республиканский бюджет РД
27,201
-
0
9,067
9,067
9,067
Всего по разделу III
всего
692,4377
-
39,0917
217,782
217,782
217,782
ИТОГО
итого
2366,6866
75,90
150,6706
868,372
642,372
629,372
республиканский бюджет РД
1797,1366
15,60
70,6706
693,622
517,622
499,622
федеральный бюджет
399,25
30,0
45,00
139,75
89,75
94,75
внебюджетные источники
170,30
30,30
35,00
35,00
35,00
35,00
Приложение № 3
к государственной программе
Республики Дагестан "Развитие
электронного правительства
Республики Дагестан до 2018 года"
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2018 ГОДА"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РД
от 28.04.2015 № 127)
1. Методика оценки эффективности реализации Программы разработана для обеспечения оценки хода выполнения Программы и окончательного контроля за достижением целей и показателей результативности.
2. Эффективность Программы оценивается по степени достижения целевых показателей, установленных Программой на каждый год реализации. Оценка эффективности осуществляется путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий период с установленными значениями целевых показателей и установления степени достижения ожидаемых результатов.
3. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации по форме, утвержденной Правительством Республики Дагестан.
Отклонение в процентах каждого целевого показателя рассчитывается по формуле:
,
где:
О - отклонение в процентах от целевого показателя;
Ф - фактическое значение показателя, достигнутое в ходе реализации Программы;
У - значение показателя, утвержденное Программой.
Оценка в баллах каждого целевого показателя определяется следующим образом:
при выполнении утвержденного целевого показателя - 0 баллов;
при увеличении сверх утвержденного целевого показателя - плюс 1 балл за каждый процент увеличения;
при снижении ниже утвержденного целевого показателя - минус 1 балл за каждый процент снижения.
4. По результатам оценки эффективности Программы могут быть сделаны следующие выводы:
эффективность ниже запланированной;
эффективность на уровне запланированной;
эффективность выше запланированной.
5. По результатам оценки эффективности Программы за второй и последующие годы ее реализации могут быть сделаны следующие выводы:
эффективность снизилась по сравнению с предыдущим годом;
эффективность находится на уровне предыдущего года;
эффективность повысилась по сравнению с предыдущим годом.
------------------------------------------------------------------