Распоряжение Правительства РД от 23.07.2013 N 217-р <О концепции республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года">



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. № 217-р

1. Одобрить прилагаемую концепцию республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
2. Определить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 3810,9 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ





Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 23 июля 2013 г. № 217-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
НА 2014-2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Республики Дагестан

Устойчивое развитие сельских территорий является приоритетным направлением реализации республиканской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной Законом Республики Дагестан от 17 декабря 2012 года № 94 (далее - Республиканская программа).
Реализация Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года № 74, республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 г. № 114 (далее - Программа развития села до 2013 года), создала определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских поселений, развития их экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
Вместе с тем вследствие допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Программно-целевым инструментом сбалансированного решения социальных, экономических, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий является республиканская целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
Достижение к 2020 году предусмотренных Программой целевых индикаторов (показателей) будет способствовать укреплению основ устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства, а также обеспечению продовольственной безопасности Республики Дагестан.

II. Обоснование целесообразности решения проблем развития
сельских территорий программно-целевым методом

К числу основных проблем развития сельских территорий, на решение которых направлена реализация мероприятий Программы, относятся изменение демографической ситуации, низкий уровень развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
За период между Всероссийской переписью населения 2002 года и Всероссийской переписью населения 2010 года численность сельского населения в Республике Дагестан увеличилась с 1,102 до 1,594 млн. человек, при этом доля сельского населения снизилась с 57 процентов до 55 процентов.
Сельские территории утратили с 2002 года 17 сельских населенных пунктов.
Увеличилось количество сельских населенных пунктов с населением до 50 человек. В настоящее время они составляют 9,2 проц. (в 2002 году - примерно 7,8 проц.).
Для большей части сельского населения улучшение жилищных условий с использованием ипотечного кредитования остается недоступным. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня.
Низкий уровень обеспеченности сельских поселений объектами социально-инженерной инфраструктуры является одним из основных факторов, обусловливающих непривлекательность сельской местности и рост миграционных настроений, особенно среди молодежи.
Одним из ключевых направлений настоящей Концепции является использование при ее разработке положительного опыта при решении социальных проблем развития сельских территорий в рамках Программы развития села до 2013 года.
При этом для решения поставленной задачи повышения качества жизни в сельской местности предусматривается использование комплексного подхода к развитию сельских территорий с учетом обеспеченности сельских поселений необходимым комплексом объектов социальной и инженерной инфраструктуры и перспективных планов по их развитию, связанных с ростом экономического потенциала сельских территорий, реализацией инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
Предусматриваются следующие меры по повышению эффективности использования бюджетных средств:
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития сельских территорий с учетом инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Республики Дагестан;
использование проектного подхода к финансированию и привлечение внебюджетных средств для софинансирования программных мероприятий на условиях государственно-частного партнерства;
заключение долгосрочных соглашений с органами местного самоуправления о взаимодействии по реализации мероприятий Программы;
осуществление постоянного мониторинга целевого использования бюджетных средств и выполнения участниками Программы обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными Республикой Дагестан с федеральными органами исполнительной власти.

III. О предварительных итогах реализации Программы
развития села до 2013 года

Программа развития села до 2013 года призвана способствовать повышению уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, созданию условий для улучшения социально-демографической ситуации и повышению престижности проживания в сельской местности.
Финансовый механизм реализации Программы развития села до 2013 года предусматривает софинансирование программных мероприятий за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию программных мероприятий, предоставляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования их расходных обязательств по реализации аналогичных программ (мероприятий).
Реализация Программы развития села до 2013 года осуществляется поэтапно (I этап - 2003-2005 годы, II этап - 2006-2010 годы и III этап - 2011-2013 годы).
В 2003-2012 годах на выполнение мероприятий Программы развития села до 2013 года из республиканского бюджета Республики Дагестан использовано 3,587 млрд. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - 260,5 млн. рублей, на развитие газификации - 1152,3 млн. рублей, развитие водоснабжения - 777,0 млн. рублей, развитие сети общеобразовательных учреждений - 964,9 млн. рублей, развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи - 425,3 млн. рублей.
В 2003-2012 годах на выполнение мероприятий Программы развития села до 2013 года из федерального бюджета было выделено в виде субсидий республиканскому бюджету Республики Дагестан 2,088 млрд. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - 870,8 млн. рублей, на развитие газификации - 535,3 млн. рублей, развитие водоснабжения - 431,1 млн. рублей, развитие сети общеобразовательных учреждений - 88,9 млн. рублей, развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи - 159,1 млн. рублей.
Государственная поддержка из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан стимулировала привлечение средств внебюджетных источников в объеме 3,770 млрд. рублей.
Таким образом, на каждый рубль средств республиканского бюджета Республики Дагестан, выделенный в 2004-2012 годах на реализацию мероприятий Программы развития села до 2013 года, привлечено 1,7 рублей средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
В 2013 году объем государственной поддержки из федерального бюджета составит 524,5 млн. рублей, планируется привлечь средства республиканского бюджета Республики Дагестан в объеме 483,1 млн. рублей и средства внебюджетных источников в объеме 421,4 млн. рублей.
За период реализации в 2003-2012 годах мероприятий Программы развития села до 2013 года гражданами, проживающими в сельской местности Республики Дагестан, построено (приобретено) 397,0 тыс. кв. метров жилья, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами - 155,7 тыс. кв. метров. В результате 3,1 тыс. семей, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, улучшили свои жилищные условия, в том числе 0,96 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
В 2013 году ожидается строительство (приобретение) 63,6 тыс. кв. метров жилья в сельской местности Республики Дагестан, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 26,7 тыс. кв. метров.
Таким образом, к концу реализации Программы развития села до 2013 года не менее 3,7 тыс. семей должны улучшить свои жилищные условия, в том числе не менее 1,18 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
В рамках мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры за период 2003-2012 годов введено в эксплуатацию 1,56 тыс. километров распределительных газовых сетей, в 2013 году запланирован ввод в действие 0,133 тыс. километров сетей.
Ожидается, что в результате реализации мероприятий уровень газификации жилищного фонда сетевым газом в сельской местности увеличится с 34,5 проц. до 52,5 процента.
В рамках мероприятий по развитию водоснабжения введено в эксплуатацию 624,5 километра локальных водопроводов, запланирован на 2013 год ввод в действие 106,1 километра сетей.
Ожидается, что в результате реализации мероприятий уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой увеличится с 36,8 проц. до 51,8 процента.
В рамках мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности построено общеобразовательных учреждений на 13,1 тыс. мест, открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 44 единиц.
В 2013 году в рамках Программы развития села до 2013 года ожидается введение общеобразовательных учреждений на 0,2 тыс. мест и открытие 15 фельдшерско-акушерских пунктов.
В рамках мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи введены в действие районные и участковые больницы на 0,3 тыс. мест, а также амбулаторно-поликлинические учреждения на 150 посещений в смену.
Реализация Программы развития села до 2013 года и других мер государственной поддержки оказала положительное влияние на состояние социально-трудовой сферы села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда.

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в развитии сельских территорий Республики Дагестан
без использования программно-целевого метода

Неблагополучие в состоянии социальной среды проживания наряду с низкой по сравнению с другими отраслями экономики заработной платой в сельском хозяйстве не способствует повышению позитивной активности, работоспособности и результатов деятельности граждан и в итоге - укреплению престижности труда в сельском хозяйстве и повышению привлекательности сельской местности.
Из-за недостаточности объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и неразвитости дорожной сети снижается территориальная доступность образовательных, медицинских, культурных, спортивных, торговых, бытовых и других социальных услуг в отношении сельского населения. Сельские поселения все еще отстают от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству жилищного фонда.
Без использования программно-целевого подхода сложившаяся на сельских территориях Республики Дагестан проблемная ситуация усугубится. Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, в объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений не удастся повысить качество социальной среды жизни населения.
Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышения качества и престижности жизни в сельской местности.
Общая оценка вклада Программы развития села до 2013 года в социально-экономическое развитие Республики Дагестан заключается в улучшении условий жизни в сельской местности и, как следствие, содействии повышению престижности и производительности сельскохозяйственного труда, улучшению демографической ситуации в сельской местности.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и безотлагательной необходимости активизации роли государства в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого подхода.

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Для выбора оптимального сценария реализации Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы 3 варианта решения проблемы в зависимости от объема ресурсного обеспечения Программы: целевой, умеренно-оптимистический и базовый.
Основным преимуществом целевого варианта является кардинальное повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских поселений на основе достижения высоких стандартов условий проживания, сопоставимых с городским уровнем.
К существенным рискам реализации этого сценария следует отнести значительную нагрузку на федеральный бюджет и республиканский бюджет Республики Дагестан, которая несопоставима с возможностями бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе.
Умеренно-оптимистический вариант предполагает достижение параметров социального развития сельских поселений, предусмотренных в целевом варианте, на уровне, обеспечивающем создание базовых предпосылок для поступательного развития сельских территорий.
Преимущество этого варианта заключается в том, что в результате его реализации должна быть создана социально-экономическая платформа для перспективных преобразований в сельских поселениях.
Риски реализации этого сценария связаны в основном с возможностью увеличения нагрузки на федеральный бюджет в связи с сокращением софинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов по причине снижения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Базовый вариант предусматривает финансирование мероприятий Программы на уровне, соответствующем объему расходных обязательств Российской Федерации и Республики Дагестан на реализацию Программы развития села до 2013 года, с учетом индексов-дефляторов и темпов роста основных показателей.
К преимуществам этого варианта следует отнести сбалансированность бюджетных расходов на его реализацию по сравнению с базовым периодом (2013 год), а также определенные достижения в сближении уровня и качества жизни сельского и городского населения.
Реализация этого сценария сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией, а также финансовыми рисками, связанными с возникновением бюджетного дефицита, и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования.
В целом результаты проведенного анализа преимуществ и рисков различных вариантов решения проблемы свидетельствуют о том, что выбранный базовый вариант является наиболее оптимальным.
Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий и рациональное использование бюджетных средств.

VI. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы устойчивого развития сельских территорий
программно-целевым методом

Решение задач устойчивого развития сельских территорий предусматривается осуществлять на основе использования комплексной оценки развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации и дифференцированного подхода к государственной поддержке с учетом сложившейся ситуации, сравнительных преимуществ и особенностей развития регионов, а также содействия реализации приоритетных направлений развития сельских территорий.
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2014-2020 годах поэтапно.
Первый этап (2014-2017 годы) предусматривает преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из федерального бюджета региональных программ устойчивого развития сельских территорий, сформированных субъектами Российской Федерации на основе оценки потенциала и перспектив развития сельских территорий.
К завершению первого этапа Программы предполагается, что в результате реализации мер государственной политики по адаптации агропромышленного комплекса в условиях членства России во Всемирной торговой организации будет достигнут более высокий уровень развития отрасли, определяющий более высокие требования к качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности.
В этой связи второй этап реализации Программы (2018-2020 годы) предполагает наращивание темпов социального развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.

VII. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить
ход реализации Программы по годам

Исходя из положений Концепции федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и в целях решения задачи Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 2013-2020 годы по повышению качества жизни сельского населения определены следующие цели Программы:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.
Достижение цели, связанной с созданием комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, предполагается обеспечить путем решения задачи по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и удовлетворению потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Выбор указанной задачи для достижения этой цели определен с учетом положительного эффекта от реализации Программы развития села до 2013 года.
Для достижения цели Программы стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности предполагается решить задачу концентрации ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
Цели Программы, связанные с активизацией участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения и формированием позитивного отношения к сельскому образу жизни, дополняют основную цель Программы по созданию комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Достижение указанных целей предполагается обеспечить путем решения соответственно следующих задач:
поддержка инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности;
поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.
Оценка достижения целей Программы осуществляется посредством определения степени и полноты достижения поставленных задач, а также использования следующих целевых индикаторов и показателей:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие общеобразовательных учреждений;
ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов;
ввод в действие плоскостных спортивных сооружений;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа;
ввод в действие распределительных газовых сетей;
уровень газификации домов (квартир) сетевым газом;
ввод в действие локальных водопроводов;
уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;
количество сельских поселений, в которых реализованы проекты по комплексному обустройству площадок под компактную жилищную застройку.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении № 1.
Система целевых индикаторов и показателей мониторинга реализации Программы может быть уточнена в рамках разработки Программы.
Степень эффективности реализации Программы определяется путем сопоставления фактических значений целевых индикаторов и показателей с прогнозными значениями, установленными Программой на определенный год.

VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования
Программы в целом и отдельных ее направлений

Концепция Программы предусматривает финансирование мероприятий Программы на уровне, соответствующем объему расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на реализацию Программы развития села до 2013 года, с учетом индексов-дефляторов и темпов роста основных показателей.
К преимуществам этого варианта следует отнести сбалансированность бюджетных расходов на его реализацию по сравнению с базовым периодом (2012-2013 годы), а также определенные достижения в сближении уровня и качества жизни сельского и городского населения.
Общая потребность в ресурсах оценивается в 15,3 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,23 млрд. рублей, республиканского бюджета Республики Дагестан - 3,81 млрд. рублей и внебюджетных источников - 6,2 млрд. рублей.
Вышеуказанные средства предполагается направить на реализацию следующих мероприятий в сельской местности:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
развитие газификации и водоснабжения;
развитие сети общеобразовательных учреждений;
развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи (фельдшерско-акушерских пунктов);
развитие сети спортивных сооружений и площадок;
развитие сети учреждений культурно-досугового типа;
поддержку комплексной компактной застройки сельских поселений.
Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий и рациональное использование бюджетных средств.
Направления и источники финансирования Программы представлены в приложении № 2.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении № 3.
Обоснованием прогнозного объема финансирования по мероприятиям, имеющим инвестиционный характер, является оценка усредненных показателей стоимости строительства (реконструкции) единицы мощностей объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проиндексированных с учетом индексов-дефляторов, и потребности в объемах вводимых мощностей, обеспечивающих достижение поставленных целей.

IX. Предложения по направлениям, срокам и этапам
реализации Программы

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2014-2020 годах поэтапно.
К завершению первого этапа Программы (2014-2017 годы) предполагается, что в результате реализации мер государственной политики по адаптации агропромышленного комплекса в условиях членства России во Всемирной торговой организации будет достигнут новый уровень развития отрасли, определяющий более высокие требования к качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности.
Второй этап реализации Программы (2018-2020 годы) предполагает наращивание темпов социального развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.
Мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий сгруппированы по следующим направлениям:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей указанных граждан в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям жизни в сельской местности, привлечение и закрепление на селе молодых специалистов и улучшение демографической ситуации в сельской местности.
Повышение доступности улучшения жилищных условий сельского населения предполагается осуществлять путем предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Социальные выплаты предусматривается предоставлять в размере не менее 35 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Финансирование оставшейся части стоимости строительства (приобретения) жилья будет осуществляться за счет собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов.
В случае отсутствия у молодой семьи (молодого специалиста) собственных (заемных) средств муниципальное образование или муниципальное образование совместно с организацией-работодателем будет обеспечивать финансирование (софинансирование) строительства (приобретения) жилья, которое предоставляется молодой семье (молодому специалисту) по договору найма с правом последующего выкупа.
Целями мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений являются:
завершение комплексного обустройства сельских поселений, имеющих потенциал и перспективы экономического развития, отдельными объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры новых площадок под компактную жилищную застройку в сельских поселениях.
В рамках мероприятий по завершению комплексного обустройства сельских поселений предусматривается строительство (реконструкция) следующих объектов:
общеобразовательные учреждения;
фельдшерско-акушерские пункты;
плоскостные спортивные сооружения;
учреждения культурно-досугового типа;
распределительные газовые сети;
локальные водопроводы.
Проекты комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры новых площадок под компактную жилищную застройку предусматривается осуществлять в первую очередь в зонах ускоренного развития агропромышленного комплекса, нуждающегося в привлечении дополнительных трудовых ресурсов, прежде всего молодых специалистов, обладающих современными знаниями в области новейших технологий агропромышленного производства.
Поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений будет осуществляться в рамках отбираемых координатором Программы на конкурсной основе проектов, предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях массового жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, привлекаемых для проживания на территории комплексной застройки.
Критерии отбора проектов устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

X. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения
проблем развития сельских территорий

Интенсивное и комплексное развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, улучшение жилищных и других условий жизни с учетом проектного подхода к финансированию будут способствовать позитивным переменам в качестве жизни сельского населения и повышению инвестиционной активности в агропромышленной сфере.
По прогнозным оценкам, реализация мероприятий Программы позволит обеспечить к 2020 году достижение следующих результатов, отражающих эффективность предусмотренных в Программе мер государственной поддержки:
улучшение жилищных условий более 3,88 тыс. сельских семей, в том числе 1,63 тыс. молодых семей и молодых специалистов;
сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, на 2,1 тыс. человек;
расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов на 103 единицы;
привлечение к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 35,0 тыс. кв. метров;
улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 0,72 тыс. мест;
повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений газом - до 62,0 проц., водой - до 56,0 процентов;
обеспечение реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 11 сельских поселениях;
привлечение внимания общества к достижениям в различных сферах развития сельских территорий путем проведения ежегодных республиканских мероприятий (спортивных соревнований, конкурсов).
В рамках разработки Программы, в том числе методики оценки эффективности ее реализации, показатели эффективности будут уточнены.

XI. Предложения по государственным заказчикам Программы
и разработчикам Программы и участию республиканских органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы

Государственным заказчиком-координатором Программы и разработчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.
Предложения по участию республиканских органов исполнительной власти будут определены по каждому из направлений в паспорте Программы.
Закрепление мероприятий Программы за каждым из государственных заказчиков Программы будет осуществлено в ходе подготовки Программы исходя из соответствующих правоустанавливающих документов.

XII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы

Государственный заказчик-координатор Программы во взаимодействии с государственными заказчиками Программы и другими заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, отвечающими за реализацию государственной региональной политики, политики в сферах образования, здравоохранения и других сферах, обеспечивает формирование перечня мероприятий Программы.
Отбор мероприятий для включения в Программу предусматривается осуществлять исходя из достижения целей и задач, определенных настоящей Концепцией, с учетом детального анализа ситуации и долгосрочных прогнозов по отдельным направлениям социального развития сельских территорий, существующих объективных ограничений ресурсного обеспечения программных мероприятий и сроков их реализации, степени влияния предлагаемых изменений на достижение целей и задач развития агропромышленного комплекса.
Основными принципами, обеспечивающими эффективную модель формирования системы мероприятий Программы, являются:
комплексный подход к обустройству сельских поселений и созданию условий для устойчивого развития сельских территорий во взаимосвязи с развитием агропромышленного комплекса;
проведение конкурсного отбора муниципальных программ (проектов) по устойчивому развитию сельских территорий, основанных на комплексном подходе к развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и принципах проектного финансирования;
дифференцированный подход к предоставлению субсидий муниципальным образованиям;
использование документов территориального планирования муниципальных образований при разработке республиканской программы и проектов по комплексному развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений;
солидарный (многоуровневый) подход к формированию источников финансового обеспечения реализации мероприятий Программы с привлечением к софинансированию внебюджетных источников на основе государственно-частного партнерства;
определение приоритетов направления бюджетных средств, эффективное и целевое их использование;
совершенствование нормативного правового обеспечения реализации мероприятий Программы с учетом предложений муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий;
обязательность мониторинга изменения ситуации по направлениям, входящим в компетенцию Программы, и своевременная корректировка целевых установок и показателей Программы;
научно-методическое сопровождение реализации Программы.

XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы

Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы.
Формы и методы реализации Программы определяются государственным заказчиком-координатором Программы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан.
Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке и эффективной реализации ее мероприятий участниками Программы, а также анализ использования средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств внебюджетных источников. Государственный заказчик-координатор Программы обеспечивает координацию работы с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами государственной власти Республики Дагестан, осуществляемой на условиях соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, в том числе за подготовку проектов решений Правительства Республики Дагестан об утверждении Программы, определении ее государственного заказчика, о внесении в нее изменений и о досрочном прекращении реализации Программы, их согласование и представление для внесения в Правительство Республики Дагестан, а также за подготовку доклада о ходе реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы в пределах своих полномочий:
разрабатывает нормативные правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;
подготавливает доклады о ходе реализации Программы;
осуществляет свод представляемых отчетов и ведение ежеквартальной отчетности о реализации Программы;
подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы, а также механизм ее реализации;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
готовит документы для подписания соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию Программы и предусматривающих реализацию мероприятий, расходы на которые включены в Программу;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
организует размещение на официальном сайте государственного заказчика-координатора Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации Программы.
Условия досрочного прекращения реализации Программы будут определены при ее разработке.





Приложение № 1
к Концепции республиканской целевой
программы "Устойчивое развитие
сельских территорий на 2014-2017 годы
и на период до 2020 года"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014-2017 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


Единица измерения
2013 год (базовый год) <1>
I этап - всего
В том числе
II этап - всего
В том числе
Всего за 2014-2020 годы
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности,
тыс. кв. метров
63,6
259,4
63,6
64,7
65,1
66,0
206,8
67,6
69,0
70,2
466,2
в том числе для молодых семей и молодых специалистов
тыс. кв. метров
26,7
108,9
26,7
27,2
27,3
27,7
86,8
28,4
28,9
29,5
195,7
Ввод в действие общеобразовательных учреждений
тыс. уч. мест
-
1,2
0,5
0,3
0,2
0,2
0,9
0,3
0,3
0,3
2,1
Ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики
единиц
15
61
15
15
15
16
52
17
17
18
113
Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений
тыс. кв. метров
-
20,0
5,0
5,0
5,0
5,0
15,0
5,0
5,0
5,0
35,0
Ввод в действие учреждений культурно- досугового типа
тыс. мест
-
0,24
-
-
-
0,24
0,48
-
0,24
0,24
0,72
Ввод в действие распределительных газовых сетей
тыс. километров
0,133
0,556
0,135
0,138
0,141
0,142
0,444
0,145
0,148
0,151
1,0
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом
процентов
52,5
-
54,0
56,0
57,0
58,0
-
59,0
60,5
62,0
-
Ввод в действие локальных водопроводов
тыс. километров
0,1061
0,4406
0,1076
0,1091
0,1112
0,1127
0,3486
0,1143
0,1159
0,1184
0,7892
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой
процентов
51,8
-
52,3
53,0
53,6
54,2
-
54,8
55,4
56,0
-
Количество сельских поселений, в которых реализованы проекты по комплексному обустройству площадок под компактную жилищную застройку
единиц
-
5
1
1
1
2
6
2
2
2
11

--------------------------------
<1> Значения целевых индикаторов и показателей республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", а также рассчитанные на их основе значения.
<2> Соответствует мероприятиям, реализация которых предусмотрена с 2014 года.





Приложение № 2
к Концепции республиканской целевой
программы "Устойчивое развитие
сельских территорий на 2014-2017 годы
и на период до 2020 года"

НАПРАВЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014-2017 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Направления программы
млн. рублей
1
2
I. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодых семей и молодых специалистов (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет,
1934,0
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
812,28
Республиканский бюджет Республики Дагестан,
1160,4
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
487,368
Внебюджетные источники,
4641,5
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
1949,43
Всего,
7735,9
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
3249,078
II. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений
1. Строительство (реконструкция) общеобразовательных учреждений в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
480,0
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
480,0
Всего
960,0
2. Строительство (реконструкция) фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
223,2
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
108,0
Местные бюджеты
268,7
Всего
599,9
3. Строительство (реконструкция) плоскостных спортивных сооружений в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
93,2
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
70,2
Внебюджетные источники
70,2
Всего
233,6
4. Строительство (реконструкция) учреждений культурно-досугового типа в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
34,6
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
25,9
Внебюджетные источники
25,9
Всего
86,4
5. Строительство (реконструкция) распределительных газовых сетей в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
836,0
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
1105,7
Внебюджетные источники - капитальные вложения
144,5
Всего
2086,2
6. Строительство (реконструкция) локальных водопроводов в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
990,7
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
550,4
Внебюджетные источники - капитальные вложения
812,8
Всего
2353,9
7. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры площадок под компактную жилищную застройку в сельских поселениях (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
644,1
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
310,3
Внебюджетные источники - капитальные вложения
238,6
Всего
1193,0
Всего по Программе,
15248,9
в том числе:

федеральный бюджет - всего,
5235,8
в том числе капитальные вложения
3301,8
Республиканский бюджет Республики Дагестан - всего,
3810,9
в том числе:

капитальные вложения
2650,5
внебюджетные источники
6202,2





Приложение № 3
к Концепции республиканской целевой
программы "Устойчивое развитие
сельских территорий на 2014-2017 годы
и на период до 2020 года"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014-2017 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Направления и источники финансирования
I этап - всего
В том числе
II этап - всего
В том числе
Всего за 2014-2020 годы
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
I. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - прочие нужды,
1034,4
253,6
258,0
259,6
263,2
899,6
294,0
300,2
305,4
1934,0
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
434,448
106,512
108,36
109,032
110,544
377,832
123,48
126,084
128,268
812,28
Республиканский бюджет Республики Дагестан - прочие нужды,
620,6
152,1
154,8
155,7
158,0
539,8
176,4
180,1
183,3
1160,4
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
260,652
63,882
65,016
65,394
66,36
226,716
74,088
75,642
76,986
487,368
Внебюджетные источники - прочие нужды,
2482,5
608,7
619,2
623,0
631,6
2159,0
705,8
720,3
732,9
4641,5
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
1042,65
255,654
260,064
261,66
265,272
906,78
296,436
302,526
307,818
1949,43
Всего,
4137,5
1014,4
1032,0
1038,3
1052,8
3598,4
1176,2
1200,6
1221,6
7735,9
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
1737,75
426,048
433,44
436,086
442,176
1511,328
494,004
504,252
513,072
3249,078
II. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений
1. Строительство (реконструкция) общеобразовательных учреждений в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
264,0
110,0
66,0
44,0
44,0
216,0
72,0
72,0
72,0
480,0
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
264,0
110,0
66,0
44,0
44,0
216,0
72,0
72,0
72,0
480,0
Всего
528,0
220,0
132,0
88,0
88,0
432,0
144,0
144,0
144,0
960,0
2. Строительство (реконструкция) фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
114,3
28,1
28,1
28,1
30,0
108,9
35,3
35,3
38,3
223,2
Консолидированный бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения,
194,4
47,8
47,8
47,8
51,0
182,3
59,9
59,9
62,5
51,0
в том числе: республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
55,7
13,7
13,7
13,7
14,6
52,3
17,1
17,1
18,1
108,0
местные бюджеты
138,7
34,1
34,1
34,1
36,4
130,0
42,8
42,8
44,4
268,7
Всего
308,7
75,9
75,9
75,9
81,0
291,2
95,2
95,2
100,8
599,9
3. Строительство (реконструкция) плоскостных спортивных сооружений в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
50,5
12,6
12,6
12,6
12,7
42,7
14,2
14,2
14,3
93,2
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
38,9
9,7
9,7
9,7
9,8
31,3
10,4
10,4
10,5
70,2
Внебюджетные источники
38,9
9,8
9,8
9,8
9,5
31,3
10,5
10,5
10,3
70,2
Всего
128,3
32,1
32,1
32,1
32,0
105,3
35,1
35,1
35,1
233,6
4. Строительство (реконструкция) учреждений культурно-досугового типа в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет капитальные вложения
10,8
-
-
5,4
5,4
23,8
7,9
7,9
8,0
34,6
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
8,1
-
-
4,1
4,0
17,8
5,9
5,9
6,0
25,9
Внебюджетные источники
8,1
-
-
4,0
4,1
17,8
6,0
6,0
5,8
25,9
Всего
27,0
-
-
13,5
13,5
59,4
19,8
19,8
19,8
86,4
5. Строительство (реконструкция) распределительных газовых сетей в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
446,0
108,3
110,7
113,1
113,9
390,0
127,4
130,0
132,6
836,0
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
590,9
143,5
146,7
149,9
150,8
514,8
168,1
171,5
175,2
1105,7
Внебюджетные источники - капитальные вложения
78,0
18,9
19,3
19,7
20,1
66,5
21,6
22,2
22,7
144,5
Всего
1114,9
270,7
276,7
282,7
284,8
971,3
317,1
323,7
330,5
2086,2
6. Строительство (реконструкция) локальных водопроводов в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
531,7
129,8
131,7
134,2
136,0
459,0
150,5
152,6
155,9
990,7
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
295,6
72,2
73,2
74,6
75,6
254,8
83,5
84,7
86,6
550,4
Внебюджетные источники - капитальные вложения
436,1
106,5
107,9
110,0
111,7
376,7
123,5
125,2
128,0
812,8
Всего
1263,4
308,5
312,8
318,8
323,3
1090,5
357,5
362,5
370,5
2353,9
7. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры площадок под компактную жилищную застройку в сельских поселениях (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД)
Федеральный бюджет - капитальные вложения
270,0
43,2
43,2
70,2
113,4
374,1
124,7
124,7
124,7
644,1
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения
130,0
20,8
20,8
33,8
54,6
180,3
60,1
60,1
60,1
310,3
Внебюджетные источники - капитальные вложения
100,0
16,0
16,0
26,0
42,0
138,6
46,2
46,2
46,2
238,6
Всего
500,0
80,0
80,0
130,0
210,0
693,0
231,0
231,0
231,0
1193,0
Всего по Программе, в том числе:
8007,8
2001,6
1941,5
1979,3
2085,4
7241,1
2375,9
2411,9
2453,3
15248,9
федеральный бюджет - всего,
2721,7
685,6
650,3
667,2
718,6
2514,1
826,0
836,9
851,2
5235,8
в том числе капитальные вложения
1687,3
432,0
392,3
407,6
455,4
1614,5
532,0
536,7
545,8
3301,8
консолидированный бюджет Республики Дагестан - всего,
2003,8
522,0
484,9
485,5
511,4
1807,1
593,5
601,8
611,8
3810,9
в том числе капитальные вложения
1383,2
369,9
330,1
329,8
353,4
1267,3
417,1
421,7
428,5
2650,5
внебюджетные источники - всего
3282,3
794,0
806,3
826,6
855,4
2919,9
956,4
973,2
990,3
6202,2
в том числе капитальные вложения
799,8
185,3
187,1
203,6
223,8
760,9
250,6
252,9
257,4
1560,7


------------------------------------------------------------------