Распоряжение Правительства РД от 23.07.2013 N 214-р <О Концепции республиканской целевой программы "Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2017 года">



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. № 214-р

1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2017 года".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2017 года" (далее - Программа) Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 1174,5235 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Министерству связи и телекоммуникаций Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ





Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 23 июля 2013 г. № 214-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2017 ГОДА"

1. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам
социально-экономического развития Республики Дагестан

В настоящее время уровень развития информационной инфраструктуры Дагестана и использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) как в общественной жизни, так и в государственном управлении не в полной мере соответствует тем задачам, которые необходимо решить для достижения основных целей, поставленных Президентом Российской Федерации в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Одной из таких задач является повышение эффективности государственного управления.
Проблема отсутствия развитой инфраструктуры для обеспечения обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего внедрения ИКТ в государственное управление, социально-экономическую сферу и общественную жизнь.
Республика Дагестан, как показывает сравнительный анализ факторов электронного развития регионов, проводимый регулярно Институтом развития информационного общества, входит в число регионов с наименее благоприятными экономическими условиями для развития ИКТ. Тем не менее в Дагестане имеются резервы для роста экономики и повышения ее эффективности, в том числе связанные с расширением использования ИКТ.
Планируемые Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года качественные изменения экономики республики определяют и соответствующие требования к электронному развитию Дагестана. Это в первую очередь повышение уровня использования ИКТ в ключевых сферах социально-экономического развития республики и государственном управлении, что позволит создать условия для достижения стратегических целей формирования электронного правительства и развития информационного общества.
Цели и задачи республиканской целевой программы "Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2017 года" (далее - Программа) соответствуют целям и задачам в области использования ИКТ и связи, определенным в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, а также целям, поставленным Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации.
В соответствии с приоритетными направлениями деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан на 100 дней, 2013 год и на период до 2015 года предполагается формирование электронного правительства Республики Дагестан до 2015 года.
Формирование электронного правительства подразумевает первоочередную информатизацию органов государственной власти республики, в том числе в целях обеспечения перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде во исполнение положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Инфраструктура электронного правительства, созданная в соответствии с новыми требованиями времени посредством внедрения современных технологий в деятельность органов государственной власти, - технологическая основа повышения эффективности государственного управления, в том числе при организации межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг органами государственной власти в электронном виде. Развитая инфраструктура электронного правительства в дальнейшем может стать основой развития информационно-коммуникационной системы республики в целом.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Отсутствие единого информационного пространства республики не позволяет в достаточной мере удовлетворять потребности основных потребителей информации в информационных ресурсах: граждан, органов государственной власти, предприятий различных форм собственности, научных и культурных учреждений.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Решение указанных проблем требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных мероприятий и обеспечения согласованности действий органов государственной власти республики.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого метода, направленного в приоритетном порядке на создание единого информационного пространства республики, формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена в рамках электронного правительства республики.
Использование программно-целевого метода позволит:
обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования ИКТ в государственном управлении;
уменьшить возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания соответствующих механизмов управления выполнением мероприятий;
повысить результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти республики.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

К наиболее важным проблемам в сфере информатизации республики необходимо отнести:
недостаточное развитие и использование современных эффективных ИКТ в государственном управлении;
отсутствие развитой защищенной телекоммуникационной сети как основы информационно-коммуникационного межведомственного электронного взаимодействия;
несоответствие уровня компьютерной грамотности специалистов республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления современным требованиям;
ведомственную разобщенность информации, отсутствие межведомственного электронного взаимодействия, что приводит к дублированию информационных ресурсов, потере актуальности и достоверности информации и к дополнительным финансовым затратам.
Для устранения указанных недостатков и реализации скоординированных мероприятий по всем направлениям при внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти необходима разработка программы, позволяющей системно решить стоящие задачи в этой области.
Альтернативой использованию программно-целевого метода для решения задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, является реализация отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти республики (ведомственный подход).
На основе ведомственного подхода возможно построение только отдельных элементов подсистем информационно-коммуникационной системы и электронного правительства, направленных на повышение эффективности функционирования отдельных органов государственной власти Республики Дагестан.
Ведомственный подход целесообразно применять для разработки и внедрения узкоспециализированных информационных систем, направленных на реализацию полномочий и предоставление государственных услуг в рамках отдельного органа государственной власти и не требующих согласования с органами государственной власти Республики Дагестан.
Для создания и внедрения межведомственных информационных систем, направленных на формирование и развитие электронного правительства республики в целом, необходимо решение многих вопросов, таких, как разграничение полномочий, финансирование и администрирование отдельных подсистем, а также предварительное согласование на межведомственном уровне. Для разработки и создания межведомственных информационных систем целесообразно и оправданно использование программно-целевого метода.
Реализация поставленных задач без применения программно-целевого метода на практике не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность их решения, приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства.
Таким образом, отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов формирования электронного правительства и эффективного развития информационно-коммуникационной системы республики повлечет разрозненность усилий республиканских органов исполнительной власти, снижение их ответственности, низкую эффективность использования выделяемых средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

Использование программно-целевого метода позволит значительно уменьшить возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания соответствующих механизмов управления выполнением мероприятий.
Возможны следующие варианты реализации Программы:
Вариант 1. Реализация Программы в запланированных объемах финансирования.
При этом варианте цели и задачи Программы, целевые индикаторы будут достигнуты.
В данном варианте реализации Программы возможны следующие существенные риски:
риск отсутствия повышения качества государственного управления при внедрении ИКТ. Для минимизации этого риска целевые показатели мероприятий Программы должны обязательно удовлетворять требованиям, предъявляемым к ИКТ, используемым в органах государственной власти и направленным на достижение целевых показателей деятельности органов государственной власти республики;
риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, информирования общества о результатах реализации Программы, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов.
Вариант 2. Принятие Программы в сокращенном объеме финансирования.
Сокращение финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Дагестан приведет к невозможности реализации части программных мероприятий. В случае уменьшения объема финансирования средства из республиканского бюджета Республики Дагестан будут направлены на реализацию наиболее приоритетных мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей.
Для этого варианта реализации Программы характерны риски, указанные в первом варианте решения проблемы, а также риск невозможности выполнения части программных мероприятий по созданию отдельных подсистем информационно-коммуникационной системы республики.
Построение электронного правительства носит комплексный характер и зависит от создания и внедрения всех его подсистем. Отсутствие отдельных элементов электронного правительства приведет к недостижению поставленных целей Программы. В случае снижения результативности Программы возможно увеличение отставания республики по показателям оценки внедрения информационных технологий по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Вариант 3. Решение проблемы непрограммными средствами. Это может привести к утрате применяемого в настоящее время комплексного скоординированного подхода.
В качестве предпочтительного предлагается первый вариант, позволяющий достичь цели и решить задачи Программы.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем
программно-целевым методом

Программа предполагает реализацию мероприятий в один этап с 2013 по 2017 год.

6. Предложения по целям, задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход ее реализации по годам

Основные цели Программы:
повышение эффективности системы государственного управления на основе использования ИКТ;
повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг гражданам и организациям в Республике Дагестан с использованием ИКТ;
расширение возможностей доступа граждан и организаций к деятельности органов исполнительной власти.
Для достижения указанных целей предполагается в рамках Программы создать единое информационно-коммуникационное пространство Республики Дагестан. Для этого необходимо решить следующие основные задачи:
формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан;
внедрение в деятельность Правительства Республики Дагестан, органов государственной власти Республики Дагестан новых ИКТ и формирование электронного правительства Республики Дагестан;
формирование республиканской законодательной базы в сфере ИКТ, обеспечивающей эффективное функционирование электронного правительства Республики Дагестан;
создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнес-сообществом и повышения качества и оперативности предоставления им государственных (муниципальных) услуг с использованием ИКТ;
создание условий для обеспечения защиты государственных информационных ресурсов и информационных систем;
создание единого информационного пространства органов государственной власти Республики Дагестан, отвечающего современным стандартам управления и безопасности.
Мероприятия и проекты Программы охватывают различные области деятельности, поэтому различаются по показателям, характеризующим достижение поставленных целей.
Основные целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы, приведены в приложении № 1 к настоящей Концепции.

7. Предложения по объемам и источникам финансирования

Предварительная оценка финансового ресурсного обеспечения Программы показывает, что размер необходимых для ее реализации средств, выделяемых из бюджета Республики Дагестан в течение 2013-2017 годов, должен составлять около 1174,5 млн. рублей, т.е. в среднем 234,9 млн. рублей в год, что соответствует уровню примерно 78 рублей на одного жителя республики в год.
Кроме того, планируется софинансирование отдельных мероприятий из федерального бюджета. Это такие мероприятия, предлагаемые для включения в Программу, как:
обеспечение перехода на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде в рамках регионального портала государственных (муниципальных) услуг;
тиражирование муниципальных услуг, переведенных в электронный вид в муниципальных образованиях;
повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах посредством внедрения автоматизированной информационной системы.
Кроме того, за счет внебюджетных источников предполагается софинансирование таких мероприятий, как:
создание единой платежной системы "Универсальная электронная карта";
развитие IT-парка полного цикла "идея-серия".
Общий объем средств федерального бюджета на 5 лет прогнозно должен составить 259,7305 млн. руб., а внебюджетных средств на тот же период - 421,75 млн. рублей.
Приведенные предложения по финансированию расходов по Программе носят прогнозный характер. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год.

8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация мероприятий и проектов Программы позволит:
повысить эффективность бюджетных расходов на внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти Республики Дагестан за счет сокращения затрат на дублирование работ при многократном использовании сформированных и сопровождаемых региональных информационных ресурсов;
снизить затраты органов государственной власти Республики Дагестан на организацию обмена информацией на межведомственном уровне;
обеспечить информационную открытость и гласность деятельности органов государственной власти Республики Дагестан, повысить уровень доверия и взаимодействия, сократить затраты времени на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей;
повысить оперативность и качество предоставления государственных услуг, снизить трудозатраты при их оказании;
создать и развивать инфраструктуру электронного правительства Республики Дагестан;
расширить сеть волоконно-оптических линий связи Республики Дагестан и систему широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
создать единое информационное пространство органов государственной власти Республики Дагестан, отвечающее современным стандартам управления и безопасности;
обеспечить переход органов государственной власти Республики Дагестан на оказание государственных (муниципальных) услуг в электронном виде;
повысить долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
повысить долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг;
обеспечить жителей республики универсальной электронной картой, позволяющей удаленно получать услуги, не имея при себе множество бумажных документов;
повысить долю органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих обмен электронными образами документов с использованием системы межведомственного электронного документооборота.

9. Предложения по участию органов исполнительной власти
Республики Дагестан, ответственных за формирование
и реализацию Программы

Органом исполнительной власти Республики Дагестан, ответственным за формирование и реализацию Программы, предлагается определить Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан.

10. Предложения по государственным заказчикам Программы

Функции государственного заказчика Программы предлагается возложить на основного разработчика Программы - Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан.

11. Предложения по основным направления финансирования,
срокам и этапам реализации Программы

Реализация Программы осуществляется по следующим основным направлениям формирования электронного правительства Республики Дагестан:
создание единой защищенной телекоммуникационной сети Республики Дагестан на базе волоконно-оптической линии связи Республики Дагестан;
создание инфраструктуры республиканского центра обработки данных;
перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
внедрение системы электронного документооборота;
автоматизация процессов принятия решений в органах государственной власти;
обеспечение защиты государственных информационных ресурсов и информационных систем;
реализация проекта "Универсальная электронная карта" в Республике Дагестан;
создание ситуационно-аналитического центра при Президенте Республики Дагестан;
развитие IT-парка полного цикла "идея-серия".
Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования приведены в приложении № 2 к настоящей Концепции.
Финансирование (либо софинансирование) отдельных мероприятий предполагается из федерального бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников.

12. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы

Оперативное управление реализацией Программы осуществляется Министерством связи и телекоммуникаций Республики Дагестан, контроль за ходом реализации - Правительством Республики Дагестан.





Приложение № 1
к Концепции республиканской
целевой программы "Развитие
электронного правительства
Республики Дагестан до 2017 года"

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2017 ГОДА"

N
Наименование мероприятия
Наименование показателя
Значения индикаторов и показателей по годам
2013
2014
2015
2016
2017
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Создание системы межведомственного электронного документооборота
доля органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих обмен электронными образами документов с использованием системы межведомственного электронного документооборота, процентов
70
90
100
100
100
2.
Обеспечение перехода на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде в рамках регионального портала государственных (муниципальных) услуг
количество государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых в электронном виде с использованием регионального портала государственных (муниципальных) услуг, единиц
70
20
20
20
20
3.
Тиражирование государственных и муниципальных услуг, переведенных в электронный вид в муниципальных образованиях
количество тиражируемых государственных и муниципальных услуг, единиц
43
45
50
-
-
4.
Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в МФЦ посредством внедрения АИС МФЦ
количество окон МФЦ, обеспечиваемых АИС МФЦ
68
176
133
-
-
5.
Построение Единой государственной системы управления и передачи данных Республики Дагестан (далее - ЕГСУПД РД)
количество подключенных к ЕГСУПД РД городских и сельских поселений, единиц
23
51
91
119
143
6.
Создание и внедрение единой платежной системы "Универсальная электронная карта" в Республике Дагестан
количество выпускаемых карт, единиц
11000
150000
200000
300000
400000





Приложение № 2
к Концепции республиканской
целевой программы "Развитие
электронного правительства
Республики Дагестан до 2017 года"

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ДО 2017 ГОДА" И ОБЪЕМЫ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ

№ п/п
Наименование мероприятия
Необходимый объем финансирования (млн. руб.)
1
2
3
1.
Построение Единой государственной системы управления и передачи данных Республики Дагестан
50,000
2.
Создание инфраструктуры республиканского центра обработки данных
56,000
3.
Создание и внедрение единой платежной системы "Универсальная электронная карта" в Республике Дагестан
297,394
4.
Обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе: обеспечение перехода на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде в рамках регионального портала государственных (муниципальных) услуг;
тиражирование муниципальных услуг, переведенных в электронный вид в муниципальных образованиях
139,875
5.
Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах посредством внедрения автоматизированной информационной системы (далее - АИС)
20,735
6.
Создание, развитие и поддержка межведомственной системы электронного документооборота (СЭД) в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления
54,000
7.
Интеграция АИС в региональную систему межведомственного электронного взаимодействия
2,000
8.
Создание интранет-портала органов исполнительной власти Республики Дагестан
1,500
9.
Разработка единого web-решения
5,000
10.
Создание и внедрение автоматизированной системы принятия решений для органов государственной власти
36,000
11.
Внедрение системы мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг
5,000
12.
Интеграция СЭД с Единым порталом государственных услуг
6,000
13.
Обеспечение мероприятий по информационной безопасности
5,000
14.
Легализация лицензионного обеспечения
21,000
15.
Автоматизация процесса начисления и получения фактов оплаты из государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
8,000
16.
Развитие видео-конференц-связи
13,500
17.
Создание ситуационно-аналитического центра при Президенте РД
85,000
18.
Развитие IT-парка полного цикла "идея-серия"
1050,000

Итого
1856,004


------------------------------------------------------------------