Распоряжение Правительства РД от 07.05.2013 N 120-р <О Концепции республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года">



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 мая 2013 г. № 120-р

1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года" (далее - Программа) Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы, составляет 4848,7 млн. рублей.
Предельный объем финансирования Программы может ежегодно уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан обеспечить разработку и внесение проекта Программы в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.МЕДЖИДОВ





Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 7 мая 2013 г. № 120-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

1. Обоснование соответствия решаемой
проблемы и целей Программы приоритетным
задачам социально-экономического развития
Республики Дагестан

Закрепление положительных тенденций демографического развития Республики Дагестан, в том числе улучшение здоровья населения и снижение уровня смертности, особенно младенческой, всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, создание условий для самореализации молодежи, является приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Дагестан.
При этом развитие амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской и реанимационной помощи, осуществление медицинской профилактики алкоголизма, наркомании, в том числе среди подростков, нацелено на предотвращение преждевременной смертности граждан, повышение ожидаемой продолжительности жизни и достижение в Республике Дагестан индикаторов демографического развития, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
Кроме того, приоритетной задачей социально-экономического развития республики выступает обеспечение адресной социальной защиты семей, имеющих детей, включая предоставление им материальной помощи при рождении ребенка на уровне, не ниже чем в других субъектах Российской Федерации.
На развитие демографического потенциала направлено проведение эффективной миграционной политики, обеспечивающей снижение оттока трудоспособного населения, создание условий и механизмов для привлечения в Республику Дагестан дефицитных и востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов на долгосрочной основе, обеспечение привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на рабочих местах, которые невозможно заместить российскими гражданами.

2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом

Укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни населения, создание условий для повышения качества жизни граждан остаются приоритетными задачами в сфере социального развития Республики Дагестан, на решение которых должны быть направлены методы программно-целевого планирования. В частности, в сфере развития здравоохранения должны быть решены вопросы реализации прав и потребностей граждан в своевременном получении высококвалифицированной медицинской помощи независимо от места проживания, повышения ее эффективности, развития профилактической помощи населению, амбулаторно-поликлинической помощи. При этом требуется повысить обеспеченность лечебных учреждений медицинским оборудованием, используемым в лечебно-реабилитационных целях.
В республике высока доля социально незащищенных семей с низким уровнем жизни, в которых основная нагрузка на содержание семьи приходится на одного работающего родителя. Принимая во внимание высокую потребность значительной части семей, имеющих детей, в получении адресной социальной помощи, необходимо решать вопросы повышения размера государственных пособий и введения новых видов социальной поддержки семей с детьми на основе планирования предстоящих расходов и оценки социально-экономических последствий вводимых мер социальной поддержки. Причем высокая демографическая нагрузка, характеризующаяся повышенной долей граждан нетрудоспособного возраста, приходящихся на 1000 граждан трудоспособного возраста, требует отвлечения значительных ресурсов для решения их медико-социальных вопросов.
Перелом негативных медико-демографических тенденций будет зависеть от инвестиций в здравоохранение и социальную сферу, принятия действенных мер по охране материнства и детства, обеспечения полноценного питания малообеспеченных слоев населения, содействия им в трудоустройстве и повышении уровня жизни, широкой пропаганды здорового образа жизни, сохранения нравственных устоев общества.
Решение демографических проблем в республике, для которой сельскохозяйственная ориентация экономики остается традиционной, помимо создания благоприятных условий семейного строительства в городах, требует определенных решений стратегического характера на уровне национальных программ и проектов по развитию экономического потенциала села.
Еще одной проблемой, оказывающей влияние на демографический потенциал Республики Дагестан, остается миграция населения, в том числе в трудоспособном возрасте, от решения которой зависит развитие трудового потенциала, обеспечивающего в свою очередь устойчивое экономическое развитие Республики Дагестан.

3. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в сфере
демографического развития без использования
программно-целевого метода

Отказ от программно-целевого метода решения проблемы приведет к ухудшению показателей демографического развития Республики Дагестан, наиболее острыми из которых являются младенческая смертность, ухудшение здоровья и рост заболеваемости населения, малообеспеченность граждан и семей, отток граждан в трудоспособном возрасте.
Многие демографические группы населения в современных социально-экономических условиях чувствуют свою социальную невостребованность, в том числе при реализации семейного и трудового потенциала, что без принятия специальных программных мероприятий не может быть разрешено.
Отсутствие программно-целевого метода не позволит также осуществить системный подход к оказанию социальной, медицинской, реабилитационной и других видов помощи населению, обеспечить создание условий для повышения уровня и качества жизни детей и семей с детьми.
Негативными последствиями отказа от программно-целевого метода при решении вопросов демографического развития Республики Дагестан могут стать:
рост показателей заболеваемости, инвалидности и смертности населения;
увеличение количества больных, получающих лечение за пределами республики;
ухудшение материального положения семей с детьми;
увеличение отрицательного сальдо миграции граждан в трудоспособном возрасте.

4. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих
при различных вариантах решения проблемы

Вариантов оптимального решения проблемы демографического развития, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли бы достичь аналогичного эффекта, не имеется. Практика показывает, что отсутствие целевых программ значительно снижает эффективность государственной политики в области демографического развития.
Успешное социально-экономическое развитие республики невозможно без соответствующего демографического развития, обеспечения предоставления медицинских и социальных услуг, мер социальной поддержки, способствующих росту благополучия населения.
Отсутствие комплексного подхода к решению поставленных задач в социальной сфере создает риск обострения социальной напряженности в республике. Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
Преимущество применения программно-целевого метода в том, что он позволяет осуществить межведомственную координацию мероприятий, реализуемых в рамках проводимой демографической политики.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы программно-целевым методом

Реализацию республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года" (далее - Программа) предполагается осуществить в 2014-2018 годах за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан.
Первый этап (2014-2015 годы) - формирование целостной системы, обеспечивающей проведение в Республике Дагестан единой социальной и демографической политики.
Второй этап (2016-2018 годы) - обеспечение устойчивого роста демографического потенциала Республики Дагестан.

6. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим
оценивать ход реализации Программы по годам

Основными целями Программы являются дальнейшее расширенное воспроизводство населения Республики Дагестан, достижение индикаторов демографического развития, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606, от 7 мая № 598, формирование благоприятных условий для улучшения качества жизни и здоровья населения.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить реализацию следующих задач:
улучшение репродуктивного здоровья населения за счет разработки и реализации программ, направленных на профилактику и лечение бесплодия, ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья граждан;
разработка комплекса мер, направленных на снижение младенческой смертности;
укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет реализации резервов снижения преждевременной и предотвратимой смертности;
повышение качества жизни хронически больных и инвалидов, одиноких престарелых граждан путем предоставления им условий для реализации имеющегося потенциала здоровья и осуществления мер социальной поддержки;
всестороннее укрепление института семьи и брака как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
обеспечение материальной поддержки семей с детьми;
совершенствование механизма социальной защиты малоимущих многодетных семей;
обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
создание условий для самореализации молодежи, в том числе в вопросах профессионального устройства;
создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью;
организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения миграционной убыли населения Республики Дагестан;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Республики Дагестан;
обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование толерантного к ним отношения.
Целевые индикаторы (показатели) Программы приведены в приложении.

7. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Финансирование Программы предусматривается осуществлять из федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы на 2014-2018 годы может составить 5939,4 млн. рублей, из которых 997,6 млн. рублей - средства федерального бюджета (по согласованию), 4848,7 млн. рублей - средства республиканского бюджета Республики Дагестан, 77,0 млн. рублей - средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию), 16,0 млн. рублей - внебюджетные источники (по согласованию).
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта закона Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и на плановый период.

8. Предварительная оценка ожидаемой
эффективности и результативности предлагаемого
варианта решения проблемы

Среди ожидаемых результатов реализации и показателей социально-экономической эффективности Программы на период до 2018 года могут быть определены:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2018 году до 75,7 лет;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости к 2018 году, в том числе за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, до 1,99;
снижение уровня смертности (случаев на 100 тыс. населения) к 2018 году, в том числе от дорожно-транспортных происшествий - до 14 случаев, болезней системы кровообращения - до 256 случаев, новообразований - до 69 случаев, туберкулеза - до 6 случаев;
снижение к 2018 году материнской смертности до 16 случаев на 100 тыс. живорожденных, младенческой смертности - до 12 случаев на 1 тыс. родившихся;
укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, снижение к 2018 году заболеваемости на 1 тыс. человек до 780, в том числе от травм, отравлений и других внешних причин до 85,3 промилле;
снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекцией, до 7,1 промилле к 2018 году;
улучшение качества жизни больных, в том числе страдающих хроническими заболеваниями и инвалидов, за счет развития сети учреждений здравоохранения и доведения к 2018 году числа больничных коек в расчете на 10 тыс. населения до 70; увеличения численности врачей, приходящихся на 10 тыс. человек, - до 37, среднего медицинского персонала - до 90;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, увеличение к 2018 году числа заключаемых браков в расчете на 1 тыс. населения до 8,2 промилле, уменьшение числа разводов, приходящихся на 1 тыс. браков, до 160;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции, сокращение миграционной убыли населения ежегодно на 3 процента.

9. Предложения по участию республиканских
органов исполнительной власти, ответственных
за формирование и реализацию Программы

Ответственными за формирование и реализацию Программы являются: Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Министерство печати и информации Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан, Министерство внутренних дел по Республике Дагестан (по согласованию).

10. Предложения по государственным
заказчикам Программы

В качестве государственного заказчика и основного разработчика Программы выступает Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

11. Предложения по основным направлениям
финансирования, срокам и этапам реализации
Программы

Основные направления финансирования определены в соответствии с мероприятиями, увязанными по срокам и этапам реализации Программы:
в области снижения младенческой смертности, укрепления здоровья населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни:
внедрение современных методов ранней диагностики нарушений репродуктивного здоровья населения (невынашивание, наследственные заболевания и др.);
организация массового скрининга беременных на маркеры тяжелых осложнений течения беременности, родов, послеродового периода (гестозы, тромбоэмболия и др.) и на внутриутробные инфекции;
обеспечение диспансерного наблюдения, раннего выявления и профилактики осложнений здоровья женщины-матери и ее новорожденного ребенка;
оснащение учреждений родовспоможения и детских лечебных учреждений современной диагностической и медицинской аппаратурой;
разработка рекомендаций для родителей, имеющих детей из группы высокого неврологического риска, по уходу, профилактике и проведению реабилитационных мероприятий на дому;
развитие системы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
осуществление медицинской профилактики алкоголизма, наркомании, в том числе среди подростков, оказание медицинской помощи лицам, имеющим алкогольную и наркотическую зависимость;
развитие амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской и реанимационной помощи в целях предотвращения преждевременной предотвратимой смертности граждан;
разработка и реализация мероприятий, направленных на:
профилактику, предупреждение болезней системы кровообращения и их осложнений;
профилактику, раннее выявление и верификацию онкологических заболеваний;
профилактику заболеваний туберкулезом;
обеспечение внедрения современных технологий питания при оказании гражданам неотложной или иной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
развитие сети учреждений здравоохранения (в рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан на 2013-2017 годы", утвержденной Законом Республики Дагестан от 29 декабря 2012 года № 109);
в области социальной поддержки семей с детьми и граждан пожилого возраста и инвалидов:
увеличение размера единовременной денежной выплаты семьям при рождении пятого - десятого ребенка;
увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого семьям со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума;
установление нуждающимся в социальной поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере установленной в Республике Дагестан величины прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2014 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет;
обеспечение качественного бесплатного питания (завтраки) для учащихся начальных классов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;
обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем;
проведение фестивалей семейного художественного творчества "Семья Дагестана", фотовыставок, других культурно-массовых мероприятий;
пропаганда отказа от табакокурения с использованием средств социальной рекламы в средствах массовой информации;
оказание семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-медицинских и социально-бытовых услуг учреждениями социального обслуживания семьи и детей;
проведение медико-социальной реабилитации детей-инвалидов в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также организация оздоровительного отдыха детей-инвалидов;
формирование в обществе атмосферы уважительного отношения к семье и семейным ценностям, поддержание традиционных нравственных норм и норм семейных отношений;
реализация мер по сокращению безработицы среди граждан, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети;
организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
проведение в учреждениях профессионального образования тренингов, деловых игр по отработке деловых качеств и профессиональных навыков с целью формирования эффективного поведения на рынке труда молодежи;
разработка и реализация системы мероприятий по поддержке предпринимательских инициатив молодежи, в том числе предоставление им специальных грантов на открытие собственного дела;
в области миграции и трудовой мобильности населения:
разработка и реализация в рамках федерального законодательства мер по противодействию незаконной миграции в части:
совершенствования системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Республики Дагестан;
совершенствования межведомственного взаимодействия, обмена информацией, проведения совместных рейдов;
усиления информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
создание условий и механизмов для привлечения в Республику Дагестан дефицитных и востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов на долгосрочной основе;
обеспечение привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на рабочих местах, которые невозможно заместить российскими гражданами;
информирование населения о возможности трудоустройства в сельской местности Республики Дагестан на условиях реализации программ содействия самозанятости и поддержки малых форм хозяйствования на селе;
разработка и реализация Плана мероприятий по предоставлению услуг, связанных с культурной, языковой адаптацией иностранных граждан, обучением их русскому языку, повышением их профессиональной квалификации;
оказание государственной поддержки социально значимым проектам, реализуемым в средствах массовой информации, направленным на социокультурную адаптацию мигрантов в республике.

12. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы

Оперативное управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан.
Ход реализации Программы может рассматриваться на заседаниях Правительства Республики Дагестан.





Приложение
к Концепции республиканской целевой
программы "Улучшение демографической
ситуации в Республике Дагестан
на период до 2018 года"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

№ п/п
Наименование индикатора
Ед. измерения
Базовое значение (2012 год)
Индикаторы реализации Программы
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.
Уровень смертности от дорожно-транспортных происшествий
на 100 тыс. населения
19,4
16,5
16,0
15,5
15,0
14,5
14,0
2.
Уровень смертности от болезней системы кровообращения
на 100 тыс. населения
266,3
260,5
260,3
260,0
258,0
257,0
256,0
3.
Уровень смертности от новообразований
на 100 тыс. населения
72,6
70,0
69,5
69,5
69,4
69,3
69,2
4.
Уровень смертности от туберкулеза
случаев на 100 тыс. населения
5,9
5,9
5,9
5,8
5,8
5,7
5,7
5.
Материнская смертность
случаев на 100 тыс. родившихся живыми
16,7
16,5
16,2
16,0
15,9
15,8
15,7
6.
Младенческая смертность
случаев на 1000 родившихся живыми
15,5
14,5
13,9
13,7
13,5
13,2
12,5
7.
Суммарный коэффициент рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей
коэффициент
1,90
1,93
1,95
1,97
1,98
1,99
1,99
8.
Ожидаемая продолжительность жизни
лет
74,9
74,2
74,8
75,0
75,2
75,4
75,7
9.
Число заключаемых браков в расчете на 1 тыс. населения
-
7,6
7,7
7,8
7,9
8,0
8,1
8,2
10.
Число разводов, приходящихся на 1 тыс. браков
-
206
200
190
185
180
170
160
11.
Сокращение миграционной убыли населения
проц.
3
3
3
3
3
3
3


------------------------------------------------------------------