Решение Верховного суда Республики Дагестан от 16.08.2013 N 3-22/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 25.12.2007 N 348>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 августа 2013 г. № 3-22/2013

Верховный суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
при секретаре Гаджиевой Г.Д.-Г.,
с участием прокурора Магомедиминова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдуллаева А.С. в интересах Мирзабековой П.А. и Сулейманова О.И. об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

25 декабря 2007 года Правительством Республики Дагестан принято постановление № 348 "О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" (далее - Постановление), которым утвержден Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" (далее - Порядок).
Указанное постановление официально опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Республики Дагестан", 29.12.2007, № 20, ст. 991.
Представитель Мирзабековой П.А. и Сулейманова О.И. по доверенности Абдуллаев А.С. обратился в Верховный суд Республики Дагестан с заявлением об оспаривании утвержденного Правительством Республики Дагестан Порядка по тому основанию, что он не предусматривает право граждан Республики Дагестан, являющихся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также семей, в состав которых входят инвалиды, страдающие указанными хроническими заболеваниями, на получение дополнительных свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на приобретение дополнительной площади жилья. Обжалуемый Порядок, по мнению заявителя, противоречит федеральным нормативным правовым актам, закрепляющим право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на дополнительную жилую площадь. В целях устранения существующего противоречия в заявлении содержится требование обязать Правительство Республики Дагестан предусмотреть в Порядке возможность получения инвалидами и семьями, в составе которых имеются инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, дополнительных свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения дополнительной площади жилья, превышающей норму предоставления на одного человека в размере не более чем в два раза.
Заявители Мирзабекова П.А., Сулейманов О.И. и их представитель по доверенности Абдуллаев А.С., извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, последним представлено заявление о рассмотрении дела без его участия и участия его доверителей.
В письменных возражениях на заявление заинтересованных лиц по делу - Министерства труда и социального развития Республики Дагестан и Министерства юстиции Республики Дагестан, уполномоченных представлять интересы Правительства Республики Дагестан, содержится просьба об отказе в удовлетворении заявления Абдуллаева А.С. как основанного на неправильном толковании норм федерального и регионального законодательства, регулирующих вопросы предоставления инвалидам мер социальной поддержки по обеспечению их жильем.
В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Гасанова А.Н. и представитель Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М., поддержав доводы письменных возражений, просили в удовлетворении заявления Абдуллаева А.С. отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы заявления и возражений на него, проверив и оценив содержание оспариваемого нормативного правого акта, заслушав заключение прокурора Магомедиминова М.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Абдуллаева А.С. отказать, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставлено право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила), согласно пункту 3 которых субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (часть 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 169 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 2 Методики размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется из численности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. и имеющих право на оказание мер социальной поддержки в субъекте Российской Федерации, устанавливаемого ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, поправочного коэффициента, который рассчитывается как отношение объема бюджетных ассигнований, предусмотренного в федеральном бюджете на соответствующий год на реализацию передаваемых федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, к общей сумме потребностей субъектов Российской Федерации в средствах на эти цели. Указанная потребность для каждого субъекта Российской Федерации определяется как произведение численности нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан (на начало текущего финансового года) на 18 кв. метров и на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, определенную в установленном порядке.
Анализ указанных норм права свидетельствует о том, что субвенции, направляемые из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, имеют своей целью обеспечение того объема и целевой направленности расходных обязательств, которые предусмотрены федеральным законодательством.
С учетом вышеизложенного суд считает обоснованными доводы возражений заинтересованных лиц о том, что размеры и условия предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, определяются федеральным законодательством.
Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Следовательно, устанавливая размеры и условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право определения формы предоставления указанных мер социальной поддержки.
Указанный вывод подтверждается содержанием пункта 5 упомянутых выше Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614, согласно которому форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение предписаний норм федерального законодательства Правительством Республики Дагестан принято постановление от 25 декабря 2007 года № 348, которым утвержден обжалуемый Абдуллаевым А.С. Порядок, устанавливающий, что формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (наряду с другими категориями граждан), является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Согласно пункту 5 Порядка размер субсидии рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Дагестан, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, указанный пункт Порядка воспроизводит положения статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ относительно установления размера подлежащих выплате инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, субсидий на приобретение жилья. При этом нормами как федерального, так и республиканского законодательства не предусмотрена возможность предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилья в размере, отличающемся от установленного статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (рыночная стоимость 18 кв. м на одного инвалида), в том числе с учетом прав инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на дополнительную жилую площадь.
С учетом изложенного суд соглашается с доводами возражений заинтересованных лиц о том, что Правительство Республики Дагестан, определив порядок и форму предоставления мер социальной поддержки инвалидов в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Дагестан, действовало в рамках имеющихся у него полномочий в точном соответствии с нормами федерального законодательства.
Доводы заявления о необходимости внесения в обжалуемый Порядок нормы о праве инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на получение дополнительных сертификатов на получение безвозмездной субсидии с учетом их права на дополнительную жилую площадь, свидетельствуют о неправильном толковании заявителями норм права.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что право инвалида на дополнительную площадь, в том числе и возможность предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, может быть реализовано только в случае предоставления инвалиду или семье, имеющей детей-инвалидов, жилого помещения по договору социального найма, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность учета и реализации данного права при предоставлении указанной категории граждан меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, суд считает обоснованными доводы представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан о том, что установление обжалуемым Порядком возможности получения инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, субсидий в размере, отличающемся от установленного статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, повлечет превышение Правительством Республики Дагестан предоставленных ему полномочий.
В соответствии с вышеприведенными нормами федерального и республиканского законодательства единственным источником финансирования меры социальной поддержки в виде предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ставших на учет до 1 января 2005 года, безвозмездной субсидии на приобретение жилья, является федеральный бюджет. При этом объем субвенций федерального бюджета, предназначенных для улучшения жилищных условий инвалидов, установлен статьей 28.2 Закона (общая площадь жилья 18 кв. м и средняя рыночная стоимости 1 кв. м общей площади по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьей 26.3 Федерального закона от 22 сентября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Следовательно, дополнение Порядка положением о предоставлении инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, права на получение дополнительных свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение дополнительной площади жилья, превышающей норму предоставления на одного человека в размере не более чем в два раза, приведет к превышению полномочий Правительства Республики Дагестан.
В этом случае, как обоснованно указано в письменных возражениях на заявление заинтересованного лица, будут нарушены установленные федеральным законом принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку фактически это приведет к перераспределению средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Республики Дагестан в форме субвенций и предназначенных для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в объемах, предусмотренных статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
С учетом вышеизложенного суд считает, что оспариваемый заявителями Порядок не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем оснований для признания его недействующим и удовлетворения заявления не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Дагестан

решил:

в удовлетворении заявления Абдуллаева А.С. в интересах Мирзабековой П.А. и Сулейманова О.И. об оспаривании Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 г. № 348 "О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов", отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 21 августа 2013 года.

Судья Верховного суда
Республики Дагестан
М.АБДУЛХАЛИМОВ


------------------------------------------------------------------