Распоряжение Правительства РД от 09.08.2013 N 242-р <О Концепции республиканской целевой программы "Развитие и реализация научно-инновационного потенциала молодежи Республики Дагестан на период 2014-2015 годов">



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. № 242-р

1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие и реализация научно-инновационного потенциала молодежи Республики Дагестан на период 2014-2015 годов".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие и реализация научно-инновационного потенциала молодежи Республики Дагестан на период 2014-2015 годы" (далее - Программа) Комитет по делам молодежи Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 24000,0 тыс. рублей.
4. Комитету по делам молодежи Республики Дагестан обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Развитие и реализация научно-инновационного потенциала молодежи Республики Дагестан на период 2014-2015 годов" и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ





Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 9 августа 2013 г. № 242-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
И РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД
2014-2015 ГОДОВ"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы
и целей программы приоритетным задачам социально-
экономического развития Республики Дагестан

Треть населения Дагестана составляют молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. В рамках государственной молодежной политики актуальной является проблема выявления, поддержки и развития творчески одаренной научной молодежи: молодых ученых (докторов наук в возрасте до 40 лет, кандидатов наук в возрасте до 35 лет), аспирантов, выпускников вузов, студентов, школьников, занимающихся разработкой научно-инновационных проектов, изобретателей как части интеллектуального и духовного потенциала общества.
За последние годы представители научной молодежи Дагестана неоднократно становились победителями конкурса грантов Президента Российской Федерации для молодых российских ученых - кандидатов наук; выигрывали конкурсы в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ); неоднократно завоевывали первые места на Международном форуме по проблемам науки, техники и образования, Международном салоне изобретений и инновационных технологий "Архимед", Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи (НТТМ) и др.; выигрывали конкурсы по программам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере "У.М.Н.И.К." и "СТАРТ"; становились победителями Дагестанских молодежных инновационных Конвентов (в 2010-2012 годах в трех Конвентах участвовало около 100 молодых инноваторов, из них 30 авторов проектов были признаны лучшими и поощрены премиями).
В то же время эти достижения не востребованы в процессах модернизации и инновационного развития экономики республики. Сохраняется много препятствий, прежде всего отсутствие в республике устойчивой среды для развития наукоемких инноваций в молодежной среде.
По данным Дагестанстата, имеющаяся в республике база научных кадров (численность персонала учреждений, занятого научными исследованиями) на начало 2012 года составляла 1628 человек. При этом количество штатных исследователей в возрасте до 29 лет составляло 109 человек, а в возрасте от 30 до 39 лет - 183 человека. Таким образом, потенциал научной молодежи республики задействован незначительно.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38, отмечается, что реализация конкурентных преимуществ будет осуществлена при условии достижения таких результатов, как сбалансированная молодежная политика, стимулирование системы разработки, коммерциализации и внедрения инноваций. В связи с этим актуальным становится тезис об инновационной миссии научной молодежи, которая может быть реализована, с одной стороны, в активном участии молодых ученых в научных исследованиях в вышеназванных приоритетных областях, с другой - во внедрении их результатов в сферы социально-экономического развития Республики Дагестан.
Основными условиями реализации республиканской целевой программы "Развитие и реализация научно-инновационного потенциала молодежи Республики Дагестан на период 2014-2015 годов" (далее - Программа) являются:
разработка и внедрение программ обучающих семинаров и тренингов для научно-инновационной молодежи;
реализация новых форм стимулирования творчества научной молодежи Республики Дагестан;
создание механизмов привлечения заинтересованных в разработке и реализации молодежных научно-инновационных проектов сторон (инвесторы, заказчики инноваций) к участию в развитии системы поддержки научной молодежи;
обеспечение более активного участия молодежных научно-инновационных проектов в республиканских, окружных и федеральных конкурсах и выставках;
обеспечение доступа молодых инноваторов к информационным ресурсам и высокотехнологичному оборудованию для проведения научных исследований и подготовки инновационных проектов, отвечающих современным стандартам.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Проблема развития и реализации научно-инновационного потенциала молодежи Республики Дагестан может быть решена программно-целевым методом исходя из того, что данный метод позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов государственной политики.
Применение программно-целевого метода позволит:
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в развитие молодежной научно-инновационной среды республики;
создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры сферы государственной поддержки научной молодежи, созданной в ходе реализации Программы, и после ее завершения в 2016 году.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации без использования программно-
целевого метода

В развитии и реализации научно-инновационного потенциала молодежи Республики Дагестан в настоящий момент сохраняются негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.
Первая тенденция - отсутствие в республике системы выявления и государственной поддержки молодежных научно-инновационных проектов. Одним из единичных примеров такой поддержки является республиканский конкурс молодежных инновационных проектов, который проводится при организационной и финансовой поддержке Комитета по делам молодежи Республики Дагестан.
Вторая тенденция - имеющийся инновационный потенциал научной молодежи республики не используется в реализации задач социально-экономического развития Дагестана.
Третья тенденция - существенные трудности участия научной молодежи в коммерциализации своих инновационных проектов. Эта работа затрудняется из-за высоких входных требований к проектам в виде значительных финансовых вложений, из-за отсутствия отвечающего современным требованиям бизнес-плана, а также необходимости регистрации собственного бизнеса и ведения бухгалтерской отчетности, к чему многие молодые ученые не готовы.
Без системного решения вышеназванных проблем программно-целевым методом имеющийся потенциал научной молодежи останется невостребованным, что будет способствовать ее оттоку в другие регионы Российской Федерации и будет препятствовать выходу республики из числа дотационных субъектов Российской Федерации.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах ее решения

При формировании Программы были проанализированы два основных варианта решения проблемы - инерционный и оптимистический.
Развитие данной сферы по инерционному варианту означает:
сохранение существующих способов развития инновационного потенциала научной молодежи Республики Дагестан (поощрение отдельных представителей научной молодежи, проведение несистемных конкурсных мероприятий), которые не создают основу для широкого вовлечения в эту сферу представителей всей дагестанской молодежи и достижения значимых результатов;
сохранение негативных тенденций в сфере использования инновационного потенциала научной молодежи (отсутствие республиканской базы молодежных научно-инновационных проектов, направленных на реализацию приоритетных сфер социально-экономического развития Республики Дагестан).
Оптимистический сценарий предполагает реализацию Программы и достижение следующих результатов:
разработка и внедрение программ обучающих семинаров и тренингов для научно-инновационной молодежи;
разработка и реализация новых форм стимулирования творчества научной молодежи Республики Дагестан (грантов, премий и др.);
увеличение количества участников конкурсов и выставок молодежных научно-инновационных проектов;
привлечение заинтересованных в разработке и реализации на территории республики молодежных научно-инновационных проектов сторон (инвесторы, заказчики инноваций) к участию в развитии системы поддержки научной молодежи;
обеспечение доступа молодых инноваторов к информационным ресурсам и высокотехнологичному оборудованию для проведения научных исследований и подготовки инновационных проектов;
расширение информационной среды молодежного инновационного движения в Республике Дагестан и привлечение внимания государственных и общественных институтов к развитию этой сферы.
К числу наиболее значительных рисков при реализации Программы относятся следующие:
изменение принципов регулирования в сфере государственного управления, вытекающих из программных документов Правительства Республики Дагестан, планов его деятельности;
в случае финансирования Программы в объеме, меньше предусмотренного Концепцией республиканской целевой программы "Развитие и реализация научно-инновационного потенциала молодежи Республики Дагестан на период 2014-2015 годов" (далее - Концепция), поставленные цели и задачи не будут достигнуты.

V. Ориентировочные сроки решения проблемы
программно-целевым методом

Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 2 лет (2014-2015 гг.).

VI. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим
оценивать ход реализации Программы

Главной целью Программы является поддержка и развитие инновационно мыслящей научной молодежи и эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач Республики Дагестан.
Задачами Программы являются:
мониторинг научно-инновационной деятельности молодежи и формирование соответствующего банка данных;
организация образовательных семинаров, тренингов и деловых игр для представителей научной молодежи;
формирование и обеспечение деятельности экспертных советов для оценки инновационных проектов и координационного совета по продвижению и реализации научно-инновационных проектов молодежи Республики Дагестан;
проведение конкурсов молодежных научно-инновационных проектов с выделением премий и грантов на их реализацию;
подготовка и обеспечение участия молодежных научно-инновационных проектов в республиканских, окружных и федеральных форумах и выставках;
методическое и информационное обеспечение и популяризация научно-инновационного потенциала молодежи.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
увеличение количества полученных патентов и положительных решений на изобретения с 15 в 2014 году до 30 к 2016 году;
увеличение количества молодых ученых и специалистов, получивших грантовую и иную целевую поддержку на разработку и продвижение в рамках Программы научно-инновационных проектов, с 19 в 2014 году до 34 к 2016 году;
увеличение количества инвестиционно привлекательных молодежных научно-инновационных проектов по реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан с 50 в 2014 году до 100 к 2016 году;
увеличение количества лауреатов окружных, федеральных и международных конкурсов, конференций, форумов с 10 в 2014 году до 20 к 2016 году;
увеличение количества малых инновационных предприятий при вузах с 3 в 2014 году до 7 к 2016 году;
увеличение количества демонстрационных моделей (макетов, прототипов) молодежных инновационных проектов с 20 в 2014 году до 40 к 2016 году.

VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Источником финансирования Программы являются средства республиканского бюджета Республики Дагестан.
Объем финансирования Программы в 2014-2015 годах составляет 24000 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 13050 тыс. рублей, в 2015 году - 10950 тыс. рублей.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Эффективность реализации Программы и использования выделенных средств республиканского бюджета Республики Дагестан будет обеспечена за счет "прозрачности" использования, исключения возможности нецелевого использования и адресного предоставления бюджетных средств.
Реализация мероприятий Программы позволит:
обеспечить развитие системы поддержки научной молодежи и молодых инноваторов Республики Дагестан;
увеличить количество молодых инноваторов, включенных в информационную базу данных;
повысить качество молодежных научно-инновационных проектов, представляемых на конкурсные мероприятия различного уровня;
создать материально-техническую базу центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ);
увеличить количество республиканских конкурсных, образовательных и иных мероприятий по поддержке молодежных научно-инновационных проектов;
создать республиканскую систему информационного обеспечения молодежных научно-инновационных проектов.

IX. Предложения по участию республиканских органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы

Органом исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию Программы, является Комитет по делам молодежи Республики Дагестан.

X. Предложения по государственным заказчикам
Программы

Государственным заказчиком Программы является Комитет по делам молодежи Республики Дагестан.

XI. Предложения по основным направлениям
финансирования, срокам реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2014-2015 годы. Расходы осуществляются по следующим основным направлениям:
мониторинг состояния инновационной активности молодежи Республики Дагестан - 1250 тыс. рублей;
разработка и внедрение образовательных программ по повышению научно-инновационной активности молодежи Республики Дагестан - 2450 тыс. рублей;
формирование механизмов по поддержке и продвижению научно-инновационных идей и проектов молодежи Республики Дагестан - 8140 тыс. рублей;
создание материально-технической базы центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) - 10410 тыс. рублей;
информационное обеспечение и популяризация научно-инновационной деятельности в молодежной среде Республики Дагестан - 1750 тыс. рублей.

XII. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы

Организация управления реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Комитетом по делам молодежи Республики Дагестан.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан.
Реализация Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком с участием заинтересованных органов исполнительной власти Республики Дагестан.
Механизм реализации Программы включает в себя:
подготовку и выпуск нормативных правовых актов, формирующих комплексную систему законодательного и организационно-распорядительного сопровождения выполнения мероприятий Программы;
обобщение отчетных материалов исполнителей Программы и оценку исполнения системы показателей по итогам исполнения Программы.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2008 г. № 141а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ" государственный заказчик целевой программы - Комитет по делам молодежи Республики Дагестан осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы.


------------------------------------------------------------------