Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.08.2013 N А15-598/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления РСТ от 10.07.2012 N 31 "О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению Республики Дагестан газоснабжающей организацией ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. № А15-598/2013

Резолютивная часть решения объявлена 5 августа 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 7 августа 2013 года.

Арбитражный суд Республики Дагестан в лице председательствующего судьи Алиева А.А., судей Батыраева Ш.М. и Омаровой П.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Оруджевым Х.В.,
рассмотрев материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Пятигорск"
к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан о признании недействующим постановления от 10.07.2012 № 31 и установлении иных розничных цен на природный газ, реализуемый населению с 01.07.2012,
при участии представителей:
от заявителя - Кухтинов М.Г. (доверенность от 06.05.2013 № 202-13/1), Парфенов В.В. (доверенность от 21.06.2013 № 215-13),
от ответчика - Гайирбегов Г.Д. (доверенность от 14.05.2013 № 786-05), Гайдарбегов М.Г. (доверенность от 14.05.2013 № 794-05),
от третьего лица - не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее - РСТ РД) о признании недействующим постановления от 10.07.2012 № 31 "О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению Республики Дагестан газоснабжающей организацией ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск", и установлении иных розничных цен на природный газ, реализуемый населению с 01.07.2012.
Определением суда от 09.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Федеральная служба по тарифам России (далее - ФСТ России).
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель РСТ РД просил в удовлетворении заявления отказать по доводам, изложенным в отзыве.
ФСТ России, извещенная в установленном порядке, явку представителя в суд не обеспечила. При этом представила отзыв, в котором указывает, что при увеличении оптовых цен на природный газ, реализуемый населению, ФСТ России руководствуется показателями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Минэкономразвития России и одобренным Правительством Российской Федерации, рост цен на газ для внутренних потребителей Российской Федерации предусмотрен на 15% в год. В частности, в 2012 году принято увеличение оптовой цены для населения с 01.07.2012 на 15%.
Дело рассматривается по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие данного лица, по имеющимся доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Доводы по заявлению мотивированы следующим.
Расчет средней региональной составляющей розничной цены на газ РСТ по РД противоречит пункту 17 раздела 3 Методических указаний от 27.10.2011 № 252-э/2, поскольку объемы транспортировки и объемы поставки газа должны быть равны.
В соответствии с расчетом РСТ по РД суммарный объем транспортировки газа составил 1039,92 млн. м3, а объем реализации - 963,48 млн. м3.
Разница объемов в формуле расчета средней региональной составляющей повлекло образование недополученного дохода общества за период с 01.07.2012 по 30.06.2013 на 56434,4 тыс. рублей.
Кроме того, общество находит, что оспариваемое постановление принято без учета пункта 28 раздела 4 Методических указаний от 27.10.2011 № 252-э/2, поскольку при проведении пересмотра розничных цен на газ с задержкой относительно пересмотра ФСТ России составляющих розничных цен учитываются выпадающие доходы поставщика газа населению за время, прошедшее с момента введения в действие пересмотренных оптовых цен на газ, тарифов на услуги ГРО и ПССУ.
В результате несвоевременного введения в действие розничных цен на газ относительно оптовых общество понесло убыток в размере 27237,1 тыс. рублей.
Находя тем самым оспариваемое постановление недействующим, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В силу статей 21 и 23 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.
Согласно статье 23 Закона о газоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 названного Закона установление принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Вопросы государственной ценовой политики в сфере газоснабжения рассматриваются в статьях 4, 5, 8, 16, 17, 18, 20, 21, 23-26 Закона о газоснабжении, соответствующая политика осуществляется на основании сформулированных в этом Законе принципов с учетом баланса частных и публичных интересов.
В соответствии с абзацем 2 статьи 21 Закона о газоснабжении по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для потребителей, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Подпунктом "е" пункта 4 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Порядок расчета розничных цен на газ закреплен в разделе III Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2 (далее - Методические указания № 252-э/2).
На основании Методических указаний № 252-э/2:
средняя розничная цена на газ, реализуемый населению, формируется как сумма регулируемых ФСТ России оптовой цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению, региональной составляющей розничной цены, включающей в себя тарифы на услуги по транспортировке газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа, установленных для группы потребителей "население", и налога на добавленную стоимость;
розничные цены на газ дифференцируются по наборам направлений использования газа зависимости об объема его потребления (чем меньше объем потребления газа, тем выше цена) при условии сохранения общего расчетного объема выручки поставщика газа.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.05.2011 № 165 утверждено Положение о республиканской службе по тарифам РД (далее - Положение о РСТ).
Согласно п/п 10 пункта 4 Положения о РСТ Республиканская служба по тарифам устанавливает розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление РСТ Дагестана является нормативным правовым актом, поскольку издано органом исполнительной власти Республики Дагестан, содержит правила, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, связанных с регулированием розничных цен на газ, реализуемый населению Республики Дагестан, то есть содержит все признаки, характеризующие его как нормативный правовой акт.
Доводы общества в части образования недополученного дохода во втором полугодии 2012 года мотивированы тем, что расчет розничной цены на газ для населения, введенной РСТ РД оспариваемым постановлением, противоречит пункту 17 раздела 3 "Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению", утвержденной приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2.
Согласно пунктам 2, 3, 4 Методических указаний № 252-э/2 методические указания определяют основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - розничные цены на газ). Розничные цены на газ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование розничных цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из:
а) возмещения поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа;
б) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;
в) учета в структуре регулируемых цен на газ всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
г) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы.
Согласно пункту 17 Методических указаний № 252-э/2 средняя региональная составляющая розничной цены на газ для выбранной для целей установления розничных цен территории субъекта Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:

I нас. нас. нас. нас. нас.транз. нас.транз. J нас. нас.
SUM (Т x V + СН x V + Т x V ) + SUM ПССУ x V (2)
ср. i=1 ГРОi i ГРОi i ГРОi i j=1 j j
РС = ---------------------------------------------------------------------------------------
нас.
V
SUM
где:

нас.
Т - установленный ФСТ России тариф на услуги по транспортировке
ГРОi
газа по группе населения для i-той ГРО, через газораспределительные сети
которой непосредственно осуществляется поставка газа населению (на
выбранной для установления розничной цены на газ территории субъекта
Российской Федерации);

нас.
СН - установленный уполномоченным органом исполнительной власти
ГРОi
субъекта Российской Федерации размер специальной надбавки к тарифам на
услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по группе
населения i-той ГРО, через газораспределительные сети которой
непосредственно осуществляется поставка газа населению (на выбранной для
установления розничной цены на газ территории субъекта Российской
Федерации);

нас.транз.
Т - установленный ФСТ России тариф на транспортировку газа в
ГРОi
транзитном потоке для i-той ГРО, по газораспределительным сетям которой
осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке для последующей
реализации населению через газораспределительные сети другой ГРО (на
выбранной для установления розничной цены на газ территории субъекта
Российской Федерации);

нас.
ПССУ - Установленный ФСТ России размер платы за
j
снабженческо-сбытовые услуги (далее - ПССУ) для j-го поставщика газа по
группе населения, осуществляющего его поставку населению (на выбранной для
установления розничной цены на газ территории субъекта Российской
Федерации);

нас.
V - объем транспортировки газа населению через
i
газораспределительные сети i-той ГРО (на выбранной для установления
розничной цены на газ территории субъекта Российской Федерации);

нас.транз.
V - объем транспортировки газа в транзитном потоке по
i
газораспределительным сетям i-той ГРО, предназначенного для последующей
реализации населению через газораспределительные сети другой ГРО (на
выбранной для установления розничной цены на газ территории субъекта
Российской Федерации);

нас.
V - объем реализации газа населению j-тым поставщиком газа (на
j
выбранной для установления розничной цены на газ территории субъекта
Российской Федерации);

нас.
V - общий объем реализации газа населению (на выбранной для
SUM
установления розничной цены на газ территории субъекта Российской
Федерации);

I - количество ГРО, по газораспределительным сетям которых
осуществляется транспортировка газа для поставки населению (на выбранной
для установления розничной цены на газ территории субъекта Российской
Федерации) (включая ГРО, находящиеся на территории других субъектов
Российской Федерации, по сетям которых осуществляется транспортировка газа,
впоследствии реализуемого населению на территории данного субъекта
Российской Федерации, в транзитном потоке);

J - количество поставщиков газа, осуществляющих его поставку населению
(на выбранной для установления розничной цены на газ территории субъекта
Российской Федерации);

i - порядковый индекс ГРО;

j - порядковый индекс поставщиков газа.

Приказом ФСТ РФ от 11.05.2012 № 99-э/2, а также приказом ФСТ РФ от 28.12.2012 № 484-э/1 утверждены следующие тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Республики Дагестан:
ООО "Дагестангазсервис" - 235,00 руб./тыс. м3 (без НДС);
ООО "Газотранспортная компания" - 186,40 руб. тыс. м3 (без НДС);
ООО "Газотранспортная компания Кировского района г. Махачкала" - 180,40 руб./тыс. м3 (без НДС);
ООО "Газотранспортная компания Ленинского района г. Махачкала" - 191,92 руб./тыс. м3 (без НДС);
ООО "Газотранспортная компания Советского района г. Махачкала" - 200,06 руб./тыс. м3 (без НДС).
Приказом ФСТ РФ от 9 декабря 2011 г. № 347-э/16 утвержден следующий размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые населению ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" - 231,89 руб./тыс. м3 (без НДС).
Рассчитывая среднюю региональную составляющую розничной цены на газ для целей ее установления на территории Республики Дагестан, РСТ РД использовало следующие показатели:
РСср. = (235,00 x 844,48 + 186,40 x 42,21 + 180,40 x 52,49 + 191,92 x 47,37 + 200,06 x 53,37 + 0 + 0) + 231,89 x 963,48) / 1039,92 - 441,361 руб./тыс. м3.
По расчету общества, средняя региональная составляющая цены на газ состоит из следующих показателей:
РСср. - (235,00 x 844,483 + 186,40 x 19,335 + 180,40 x 33,258 + 191,92 x 33,192 + / 200,06 x 33,213 + 0 + 0) + 231,89 x 963,481) / 963,481 = 461,341 руб./тыс. м3.
При этом общество считает, что поскольку единственным поставщиком природного газа населению на территории Дагестана является ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск", то объемы транспортировки и объемы поставки газа должны быть равны, а их разница приводит к образованию недополученного дохода.
Данные доводы общества суд считает необоснованными, поскольку ни в пункте 17 раздела 3 Методических указаний № 252-э/2, ни в других ее положениях не предусмотрено, что суммарный объем транспортировки газа и суммарный объем поставки газа должны быть равными.
Из материалов дела следует и судом установлено, что указанный расчет РСТ Дагестана произведен в соответствии с утвержденными методическими указаниями № 252-э/2, пункт 17 которого предусматривает применение в формуле двух разных объемов:

нас.
V - объем реализации газа населению j-тым поставщиком газа (на
J
выбранной для установления розничной цены на газ территории субъекта РФ);

нас.
V - общий объем реализации газа населению (на выбранной для
SUM
установления розничной цены на газ территории субъекта РФ).

нас.
Кроме того, из материалов дела видно, что данные для расчета V в
j
количестве, равном 963,478 млн. м3, приняты РСТ Дагестана согласно
сведениям, представленным самим обществом (письма от 23.12.2011 № 1-5047-ЕД
и от 06.07.2012 № 1-18-01/2418-ЕД).
нас.
Данные для расчета V в количестве, равном 1039,92 млн. м3, РСТ
SUM
Дагестана получены от ФСТ России из ее письма от 23.06.2012 № 9-127.

Из указанного письма ФСТ России следует, что ФСТ России учла соответствующие данные на 2 полугодие 2012 г. при расчете тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории РД для следующих организаций:
ООО ГТК г. Махачкала" - 42,21 млн. м3;
ООО ГТК "Кировского района г. Махачкалы" - 52,49 млн. м3;
ООО ГТК "Ленинского района г. Махачкалы" - 47,37 млн. м3;
ООО ГТК "Советского района г. Махачкалы" - 53,37 млн. м3;
ООО "Дагестангазсервис" - 844,48 млн. м3.
Данные объемы, как указано в письме ФСТ России от 25.06.2012 № 9-127 и в отзыве от 19.06.2013 № С11-5989/13, учитывались при анализе изменения розничной цены на природный газ, реализуемый населению РД с 01.07.2012, на основании которого рост конечных цен для населения на территории РД не превысит параметры, определенные на базе показателей Прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год, одобренного Правительством РФ. В целях расчета розничных цен на газ на период регулирования, объемы реализации газа (транспортировки газа по газораспределительным сетям) для дальнейшей поставки населению принимаются на уровне прогнозных на период регулирования, определяемых с учетом договорных объемов транспортировки, покупки и поставки газа населению (в расчете на год), прогноза газопотребления населения с учетом проводимой газификации, а также статистики объемов транспортировки и поставки газа за предыдущие 3 года (в случае сопоставимости данных).
Необходимость учета при расчете тарифа для общества общего объема равного 1039,92 млн. м3 газа следует и из пункта 2 протокола совещания у начальника контрольно-ревизионного управления ФСТ России от 25.06.2012, которым РСТ Дагестана рекомендовано учесть при расчете изменения с 01.07.2012 розничных цен на природный газ, реализуемый населению по газораспределительным сетям на территории РД, данные об объемах транспортировки, направленные в адрес РСТ Дагестана письмом ФСТ России от 25.06.2012 № 9-127.
Из материалов дела также видно, что рассчитанная РСТ РД базовая региональная составляющая розничной цены на газ и дифференцированные по различным направлениям (наборам направлений) использования газа розничные цены на газ соответствуют также поручению заместителя Председателя Правительства РФ Д.Козака от 26.09.2011 № ДК-П9-6808, согласно которому высшим должностным лицам субъектов РФ и руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ предложено принимать решения, обеспечивающие недопущение увеличения совокупной платы граждан на коммунальные услуги (при сопоставимых объемах потребленных услуг) с 01.01.2012 по 01.07.2012 и ограничение роста с 01.07.2012 не более чем на 12%, за исключением преобладания в структуре совокупного коммунального платежа оплаты за услуги газоснабжения, при которых рост платы граждан с 01.07.2012 не должен превышать 15%.
Так, в частности, РСТ Дагестана в оспариваемом постановлении установила розничную цену на газ, на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа) в размере 3,72 руб./м3.
Данная цена (как и цена по другим направлениям газа), как пояснил представитель РСТ Дагестана, соответствует Прогнозному плану социально-экономического развития Российской Федерации, и рост не превышает 15%.
Обществом же предлагается установить с 01.07.2012 розничную цену на газ по указанному направлению использования газа в размере 4,78 руб./м3.
При этом обществом в судебном заседании не опровергнут довод РСТ Дагестана о том, что установление розничной цены в размере 4,78 руб./м3 с 01.07.2012 приводит к превышению допустимого роста платы за коммунальные услуги на 47,6%, то есть рост цены на газ для населения Республики Дагестан превысит предельно допустимый уровень (15%) более чем в 3 раза, что недопустимо.
Материалами дела также подтверждается и судом установлено, что все другие составляющие розничной цены на газ, реализуемой обществом, получены РСТ Дагестана от самого общества.
Так, из письма общества от 23.12.2011 № 1-5047-ЕД следует, что с учетом произведенного им расчета розничной цены на газ, реализуемой населению РД, оно просит установить розничную цену на природный газ с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 3742,98 тыс. руб./м3 (с учетом НДС).
Таким образом, при установлении розничных цен на газ РСТ РД были приняты расчетные показатели самого общества.
В этой связи поведение общества суд находит непоследовательным.
С одной стороны оно представляет РСТ Дагестана расчеты цены на газ, обосновывающие необходимость установления цены, которая зафиксирована в оспариваемом постановлении РСТ Дагестана от 10.07.2012 № 31, с другой стороны, общество по истечении определенного периода времени применения соответствующих цен находит необходимым признать постановление недействующим и нарушающим экономические интересы общества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции находит доводы общества о противоречии расчета РСТ розничной цены на газ пункту 17 Методических указаний № 252-э/2 несостоятельными и в связи с этим находит необоснованными доводы об образовании недополученного дохода в размере 56434,4 тыс. рублей (за II полугодие 2012 г. - 22716 тыс. рублей, за I полугодие 2013 г. - 33708,4 тыс. рублей).
Общество также указывает, что оспариваемое постановление РСТ Дагестана принято без учета пункта 28 раздела 4 Методических указаний № 252-э/2, поскольку при проведении пересмотра розничных цен на газ с задержкой, относительно пересмотра ФСТ России, составляющих розничных цен учитываются выпадающие доходы поставщика газа населению за время, прошедшее с момента введения в действие пересмотренных оптовых цен на газ, тарифов на услуги.
Данные доводы мотивированы тем, что постановление РСТ от 10.07.2012 № 31 опубликовано в газете "Дагестанская правда" 18.07.2012 и в законную силу вступило 28.07.2012.
Общество указывает, что в связи с поздним вступлением постановления РСТ Дагестана в законную силу оно понесло дополнительный убыток ввиду необходимости исполнения постановления ФСТ России, вступающих в силу с 01.07.2012, а также исполнением обязательств общества перед контрагентами в части оплаты оптовой составляющей розничной цены на газ и услуг по транспортировке газа. В связи с этим общество находит необходимым осуществить пересмотр розничных цен в соответствии с приказами ФСТ России, также указывает, что в результате несвоевременного установления РСТ Дагестана розничной цены недополучило 27237,1 тыс. рублей, что составляют его убыток.
Суд не может согласиться с этим доводом ввиду следующего.
Согласно пункту 28 Методических указаний № 252-э/2 при проведении пересмотра розничных цен на газ с задержкой относительно пересмотра ФСТ России составляющих розничных цен учитываются выпадающие доходы поставщика газа населению за время,
прошедшее с момента введения в действие пересмотренных оптовых цен на газ, тарифов на услуги ГРО и ПССУ.
Из материалов дела видно, что приказом ФСТ России от 09.12.2011 № 333-э/2 "Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффинированными лицами, предназначенными для последующей реализации населению" утверждены с 01.07.2012 оптовые цены для РД в размере 2696 руб./1000 м3 (без НДС).
Приказом ФСТ России от 09.12.2011 № 347-э/16 утверждены с 01.07.2012 размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск".
Приказом ФСТ России от 11.05.2012 № 99-э/2 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Дагестангазсервис", ООО "Газотранспортная компания Кировского района г. Махачкала" и ООО "Газораспределительная компания Советского района г. Махачкала" на территории РД.
Данный приказ зарегистрирован в Минюсте России 29.05.2012 за № 24372. Опубликован данный нормативный правовой акт в "Российской газете" 06.06.2012 и вступил в силу в соответствии с пунктом 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 с 17.06.2012.
Таким образом, доводы общества о наличии у РСТ Дагестана достаточного времени (41 день для принятия соответствующего решения с момента утверждения указанного приказа) не обоснованы, поскольку указанный акт становится обязательным с момента вступления в силу, а не с даты его принятия.
Из материалов дела также видно, что после вступления приказа ФСТ России от 11.05.2012 № 99-э/2 в силу РСТ Дагестана письмом от 20.06.2012 № 1121-07 уведомило общество о назначенном на 25.06.2012 заседании Правления по установлению розничной цены на газ, реализуемой обществом и одновременно направило ему проект постановления, а также заключение экспертной группы по обоснованию розничной цены на газ.
Однако, как следует из материалов дела, до рассмотрения и установления розничной цены на газ письмами от 21.06.2012 № 1-18-01/2229-ЕД и № 1-18-01/2227 общество обратилось в ФСТ России о разногласиях с РСТ Дагестана по расчету розничной цены на природный газ, реализуемый населению с 01.07.2012.
ФСТ России письмом от 22.06.2012 № 4-3111 уведомило РСТ Дагестана о проведении совещания, назначенного на 25.06.2012, по вопросу установления розничных цен на газ на 2012 г., реализуемый обществом населению РД, и выработке единой позиции и мотивированного решения.
Учитывая изложенное и необходимость участия представителя РСТ Дагестана в проводимом ФСТ России совещании, РСТ Дагестана письмами от 22.06.2012 № 1196-05 и от 25.06.2012 № 2002-05 сообщило обществу о переносе заседания Правления РСТ Дагестана в связи с проводимым ФСТ России совещанием.
Таким образом, материалами дела подтверждаются доводы РСТ Дагестана о том, что фактически общество само инициировало обсуждение в ФСТ России вопроса о разногласиях по расчету розничных цен на газ, в связи с чем РСТ Дагестана вынужденно отложила заседание Правления, назначенное на 25.06.2012 по установлению розничной цены на газ, реализуемый обществом населению Республики Дагестан.
Таким образом, действия самого общества не способствовали установлению розничной цены на газ РСТ Дагестана в установленный срок.
Согласно пункту 28 постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 споры и разногласия, связанные с применением регулируемых цен (тарифов), рассматриваются в соответствии с законодательством РФ, а в досудебном порядке - регулирующими органами в пределах их компетенции.
Согласно п. 1 Положения о ФСТ России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332, Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Позиция ФСТ России по расчету розничных цен имела в спорной ситуации определяющее значение, следовательно, до рассмотрения соответствующих разногласий в ФСТ России РСТ Дагестана не могла принимать соответствующие решения в установленный срок.
По результатам совещания и проведения дополнительной экспертизы по предложенным ФСТ России объемам транспортировки газа населению через газораспределительные сети каждой ГРО Республики Дагестан РСТ Дагестана письмом от 05.07.2012 № 2004-07 сообщила ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск", что 10.07.2012 в 11-00 часов состоится заседание Правления РСТ Дагестана по установлению розничной цены на природный газ, реализуемый населению Республики Дагестан газоснабжающей организацией ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск".
10.07.2012 в присутствии представителя ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" принято постановление от 10.07.2012 № 31.
В тот же день письмом от 10.07.2012 № 2082-05 постановление направлено на государственную регистрацию и официальное опубликование в Министерство юстиции Республики Дагестана.
В соответствии с письмом Министерства юстиции Республики Дагестан от 16.07.2012 № 02-2968/12 постановление РСТ Дагестана от 10.07.2012 № 31 "О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению Республики Дагестан газоснабжающей организацией ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" зарегистрировано 12.07.2012 за регистрационным номером 1771 и направлено на официальное опубликование в газету Дагестанская правда, которое опубликовано 18.07.2012.
Таким образом суд находит, что оспариваемое постановление соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и оно не нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, из материалов дела видно, что общество обратилось в арбитражный суд с заявлением 20.03.2013.
При этом в просительной части заявления просит обязать РСТ Дагестана установить розничные цены на природный газ, реализуемый населению РД с 01.07.2012.
Действующим законодательством не предусмотрено установление тарифов на прошедший период регулирования.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 и пункта 27 Методических указаний № 252-э/2 следует об установлении розничных цен на предстоящий период регулирования (на год либо с календарной разбивкой).
Наличие убытков в результате несвоевременного введения в действие розничных цен первичными учетными финансово-экономическими документами обществом не подтверждено.
Если общество находит, что в результате применения установленных тарифов у него образовались выпадающие доходы, то оно не лишено права в установленном порядке обратиться в РСТ Дагестана с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и понесенные убытки для учета и компенсации в последующем периоде регулируемых тарифов.
Госпошлина оплачена обществом при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 10.07.2012 № 31 "О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению Республики Дагестан газоснабжающей организацией ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" признать соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, Методическим указаниям по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27.10.2011 № 252-э/2.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий
А.АЛИЕВ

Судьи
Ш.БАТЫРАЕВ
П.ОМАРОВА


------------------------------------------------------------------