Постановление Правительства РД от 17.07.2013 N 354а "О совершенствовании работы органов опеки и попечительства муниципальных районов, городских округов Республики Дагестан по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. № 354а

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ, ГОРОДСКИХ
ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правительство Республики Дагестан отмечает, что в настоящее время в Республике Дагестан насчитывается 6116 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 5823 ребенка воспитываются в опекунских семьях (95,2 проц.), 264 ребенка - в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 29 детей - в домах ребенка системы здравоохранения.
В республике отдается приоритет семейным формам устройства детей, из них наиболее распространенной является опека. За I квартал 2013 года под опеку было передано 180 детей, на усыновление - 18. В 2012 году количество детей-сирот, переданных под опеку, составило 647 человек, на усыновление - 98, по договору о приемной семье - 3 ребенка.
В соответствии с Законом Республики Дагестан от 16 июля 2008 года № 35 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" полномочия по опеке и попечительству переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В каждом муниципальном районе и городском округе созданы отделы по опеке и попечительству. Специалисты органов опеки и попечительства осуществляют деятельность по социальной защите детей-сирот, обеспечению их жильем, выявляют детей из неблагополучных семей, занимаются устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, государственные и муниципальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяют формы взаимодействия с конкретной семьей и устанавливают контроль за проведением индивидуально-профилактической работы с неблагополучной семьей.
Для повышения эффективности работы по устройству детей на воспитание в семьи граждан, а также в целях обеспечения доступа граждан к актуальной производной информации о детях Министерством образования и науки Республики Дагестан внедрено новое программное обеспечение - автоматизированная информационная система государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (АИСТ). На учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день состоит 103 ребенка, которые подлежат устройству в семьи.
Принят Закон Республики Дагестан от 5 октября 2012 года № 58 "О внесении изменения в статью 8 Закона Республики Дагестан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которым за счет республиканского бюджета Республики Дагестан предусмотрен ремонт жилого помещения, единственными собственниками которого являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года № 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в Республике Дагестан с 2005 года проводится работа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако в деятельности органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеется ряд недостатков.
В некоторых муниципальных районах (20 проц.) не введены штатные единицы ведущих специалистов по опеке и попечительству.
В ряде районов образование специалистов по опеке и попечительству не соответствует существующим требованиям, недостаточная правовая грамотность специалистов по опеке и попечительству является причиной имеющих место нарушений законных прав и интересов несовершеннолетних, определенных под опеку (попечительство). Не исполняются требования, предъявляемые к помещениям, в которых органами опеки и попечительства предоставляются муниципальные услуги по выявлению, устройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, защите их интересов и законных прав.
Планирование работы осуществляется схематично и не направлено на решение приоритетных вопросов деятельности органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью. Недостаточно эффективными являются мероприятия по организации профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем.
Одной из причин, препятствующих сокращению численности детей, оставшихся без попечения родителей, является слабая координация межведомственной работы по профилактике социального сиротства.
Во многих населенных пунктах отсутствует должный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.
Для совершенствования работы органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Принять к сведению информацию министра образования и науки Республики Дагестан Далгатова А.Г. о совершенствовании работы органов опеки и попечительства муниципальных районов, городских округов Республики Дагестан по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Министерству образования и науки Республики Дагестан:
установить систематический контроль за деятельностью органов опеки и попечительства по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повысить эффективность электронного мониторинга за качеством работы органов опеки и попечительства по социальной защите детей-сирот и обеспечить размещение его результатов в СМИ, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для общественного обсуждения;
организовать в 2013-2014 учебном году повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов;
подготовить согласованные с заинтересованными органами исполнительной власти предложения по совершенствованию системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 сентября 2013 года представить их в Правительство Республики Дагестан.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов:
принять меры по исполнению требований, предъявляемых к помещениям, в которых органами опеки и попечительства предоставляются муниципальные услуги по выявлению, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защите их интересов и законных прав;
повысить качество профессиональной и реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также уровень психолого-педагогического образования потенциальных усыновителей с целью профилактики отказов от ребенка после усыновления;
обеспечить информационную, социальную, психологическую помощь приемной семье для ее сохранения и осуществлять эффективный контроль за условиями жизни и воспитания ребенка.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Дагестан.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ


------------------------------------------------------------------