Решение Верховного суда Республики Дагестан от 21.06.2013 N 3-18/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании Закона Республики Дагестан от 29.04.2013 N 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" противоречащим закону, имеющему большую юридическую силу, и недействующим>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. № 3-18/2013

Верховный суд Республики Дагестан в составе председательствующего
судьи Верховного суда Республики Дагестан Шихгереева Х.И.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.,
рассмотрев на открытом судебном заседании от 21 июня 2013 года гражданское дело по заявлению Кадиева Р.А. об оспаривании Закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан",

установил:

Кадиев Р.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании Закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан", указывая, что данным Законом нарушено его право избирать высшее должностное лицо Республики Дагестан, поскольку он лишен права на непосредственное участие в выборах этого лица, Закон принят с существенным нарушением требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку он принят сразу в первом чтении, тогда как согласно процедуре, предусмотренной этой нормой Федерального закона, проект закона субъекта Российской Федерации подлежит рассмотрению не менее чем в двух чтениях, допущена также подтасовка текста законопроекта.
Кроме того, данный Закон не прошел предусмотренную статьей 76 Регламента Народного Собрания Республики Дагестан обязательную общественную экспертизу в Общественной палате Республики Дагестан, тогда как в соответствии с этой нормой права проект закона Республики Дагестан о поправках к Конституции Республики Дагестан должен быть направлен в Общественную палату Республики Дагестан для проведения общественной экспертизы, а согласно статье 84 этого же Регламента представитель ответственного комитета Народного Собрания Республики Дагестан должен информировать депутатов Народного Собрания Республики Дагестан об итогах рассмотрения этим комитетом заключения Общественной палаты Республики Дагестан по результатам экспертизы данного законопроекта.
При этом экспертиза в Общественной палате Республики Дагестан должна быть проведена не визуально, а в установленном Положением от 13 сентября 2007 года порядке, согласно которому Совет Общественной палаты Республики Дагестан должен решить вопрос о том, какая комиссия будет проводить экспертизу, устанавливает срок проведения экспертизы и рассылает проект закона всем комиссиям Общественной палаты Республики Дагестан.
Он считает также, что данный Закон Народным Собранием Республики Дагестан вообще не был принят, поскольку Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан на своем заседании от 16 апреля 2013 года в повестку сессии Народного Собрания Республики Дагестан, намеченной на 18 апреля 2013 года, был включен законопроект, согласно которому в пункт 10 части первой статьи 68 Конституции подлежали внесению изменения, регулирующие порядок избрания Главы Республики Дагестан, а не Президента Республики Дагестан, этот проект закона был опубликован на сайте Народного Собрания Республики Дагестан и роздан депутатам и представителям средств массовой информации, законопроект о внесении в Конституцию Республики Дагестан изменений, регулирующих порядок избрания Президента Республики Дагестан, в повестку сессии Республики Дагестан не включался, он не включен и в повестку сессии и на самой сессии Народного Собрания Республики Дагестан, в результате этого на подпись временно исполняющему обязанности Президента Республики Дагестан был представлен законопроект, который не вносился в Народное Собрание Республики Дагестан в установленном порядке, в котором вместо слова "Глава" по внесенному в Народное Собрание Республики Дагестан законопроекту указано слово "Президент".
В возражениях на данное заявление Народное Собрание Республики Дагестан в лице его Председателя Шихсаидова Х.И. просит оставить заявление Кадиева Р.А. без удовлетворения, указывая, что высшим должностным лицом Республики Дагестан согласно Конституции Республики Дагестан является Президент Республики Дагестан, действовавшая до 1 мая 2013 года редакция Конституции Республики Дагестан предусматривала избрание Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, Федеральным законом от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено избрание главы субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, законопроект "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан", согласно которому Президент Республики Дагестан избирается депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, был внесен в целях приведения Конституции Республики Дагестан в соответствие с изменениями, внесенными указанным Федеральным законом от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ, согласно части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, поэтому принятие закона об избрании Президента Республики Дагестан депутатами представительного органа - Народного Собрания Республики Дагестан, которые являются представителями избирателей, не может считаться нарушением избирательных прав граждан, публикация на сайте Народного Собрания Республики Дагестан законопроекта, в котором значилось слово "Глава", сама по себе также не может считаться нарушением прав, поскольку законопроекты в процессе работы над ними могут быть изменены, после публикации 16 апреля 2013 года на сайте Народного Собрания Республики Дагестан законопроекта со словом "Глава" до начала сессии Народного Собрания Республики Дагестан 18 апреля 2013 года Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан был снят с повестки сессии другой законопроект: "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "Об изменении наименования должности высшего должностного лица Республики Дагестан", от принятия которого зависело принятие Закона Республики Дагестан "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" в той редакции, в которой он был внесен депутатами, и наименование высшего должностного лица Республики Дагестан в законопроекте было указано с учетом предполагаемого изменения в наименовании этой должности в соответствии со снятым с сессии Народного Собрания Республики Дагестан проектом закона, а поскольку в соответствии с Конституцией Республики Дагестан высшее должностное лицо имеет наименование "Президент", Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан 18 апреля 2013 года до начала сессии было принято решение о предложении депутатам Народного Собрания Республики Дагестан проекта закона "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан", в котором высшее должностное лицо называлось в соответствии с действующей Конституцией Республики Дагестан "Президент Республики Дагестан", а поскольку в уже розданных к этому времени депутатам материалах значилось наименование высшего должностного лица республики как "Глава", на сессии было объявлено, что в розданных проектах вместо слова "Глава" следует читать "Президент", такое изменение слов не влияет на существо законопроекта, поскольку речь шла о действующем наименовании высшего должностного лица Республики Дагестан.
Народное Собрание Республики Дагестан в своих возражениях указало также на то, что Президенту на подпись представляются не законопроекты, внесенные на рассмотрение Народного Собрания Республики Дагестан, а принятые этим парламентом законы. Поэтому представляемые на подпись Президенту Республики Дагестан законы могут отличаться от опубликованных на сайте Народного Собрания проектов этих законов, что не может считаться нарушением прав граждан.
Согласно части 1 статьи 16 Закона Республики Дагестан "Об Общественной палате Республики Дагестан" решения Общественной палаты Республики Дагестан носят рекомендательный характер, в связи с чем отсутствие заключения этого органа не может считаться нарушением процедуры принятия закона, нарушающим права граждан, кроме того, члены Общественной палаты Республики Дагестан принимали участие в проведении 11 апреля 2013 года круглого стола, посвященного обсуждению нового порядка избрания высшего должностного лица Республики Дагестан, где ими было высказано свое мнение, они же принимали участие на самой сессии Народного Собрания Республики Дагестан, где высказывали свое мнение в пользу законопроекта.
Закон Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" принят сразу в двух чтениях в соответствии с предложением профильного Комитета Народного Собрания Республики Дагестан, которое было также роздано депутатам Республики Дагестан, поэтому нарушений Федерального закона также не допущено.
Временно исполняющий обязанности Президента Республики Дагестан свои возражения на заявление Кадиева Р.А. не представил, своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах этого не сообщил, об отложении судебного разбирательства дела на другой срок не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя временно исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан.
В судебном заседании Кадиев Р.А. поддержал свое заявление и изложенные в нем требования, просил удовлетворить свое заявление, указав, что принятие на сессии Народного Собрания Республики Дагестан законопроекта "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан", в котором указано слово "Президент", тогда как на рассмотрение Народного Собрания Республики Дагестан был внесен проект, в котором отсутствует слово "Глава", является внесением поправок в внесенный законопроект, который подлежал обсуждению и принятию соответствующего решения, однако эта поправка в установленном порядке не обсуждалась и принималась, такое изменение законопроекта является нарушением процедуры голосования и принятия законопроекта, другой законопроект, в котором вместо слова "Глава" было бы указано слово "Президент", на сессию Народного Собрания Республики Дагестан не вносился, что является свидетельством тому, что Президенту Республики Дагестан на подпись представлялся закон, проект которого в законодательный орган власти Республики Дагестан не вносился, нарушение требований Регламента Народного Собрания Республики Дагестан о направлении законопроекта для проведения общественной экспертизы в Общественную палату Республики Дагестан также является нарушением процедуры принятия закона, которая в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должна регулироваться нормативными актами субъекта Российской Федерации, кроме того, профильный Комитет Народного Собрания Республики Дагестан согласно названному Регламенту должен был информировать Народное Собрание Республики Дагестан о результатах обсуждения в Комитете заключения Общественной палаты Республики Дагестан, чего также не сделано, нарушив, таким образом, процедуру принятия закона, рассмотрение законопроекта в двух чтениях означает проведение голосования после каждого чтения, по данному закону голосование дважды не проводилось, оспариваемый закон принят единственным, одним голосованием, что также указывает на нарушение процедуры принятия закона, предусмотренного частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данный законопроект не направлялся на обсуждение и в соответствующие другие государственные органы.
Представитель Народного Собрания Республики Дагестан Алиева Г.А. в судебном заседании пояснила, что действовавшими до 1 мая 2013 года редакциями пункта 10 части 1 статьи 68 и части 1 статьи 76 Конституции Республики Дагестан предусматривалось избрание Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права граждан при тайном голосовании, этот порядок избрания Президента Республики Дагестан соответствовал Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", последним Федеральным законом в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были внесены изменения, предусматривающие избрание Главы субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, такие изменения соответствуют части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избрание Президента Республики Дагестан депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться нарушением избирательных прав граждан, законопроект в Народное Собрание Республики Дагестан был внесен 42 депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, которые в соответствии со статьей 69 Конституции Республики Дагестан являются обладателями права законодательной инициативы, согласно этому законопроекту Глава Республики Дагестан, который согласно Конституции Республики Дагестан имеет наименование "Президент", избирался депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Дагестан - Народным Собранием Республики Дагестан, этот проект решением Президиума Народного Собрания Республики Дагестан 16 апреля 2013 года был включен в повестку 23-й сессии Народного Собрания пятого созыва, намеченного на 18 апреля 2013 года, данный проект в той редакции, в которой была внесена депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, мог быть обсужден и принят только при изменении законом Республики Дагестан наименования высшего должностного лица Республики Дагестан, поэтому наряду с названным законопроектом в Народное Собрание был внесен законопроект "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "Об изменении наименования должности высшего должностного лица Республики Дагестан", которым предполагалось изменить наименование высшего должностного лица "Президент Республики Дагестан" на наименование "Глава Республики Дагестан", эти законопроекты были опубликованы в той же редакции на сайте Народного Собрания Республики Дагестан, впоследствии оказалось, что принятие законопроекта об изменении наименования высшего должностного лица Республики Дагестан зависело от многих факторов, в том числе от принятия на уровне Президента Российской Федерации необходимых для этого нормативных актов, принятие этих нормативных актов к 23-й сессии Народного Собрания Республики Дагестан не было завершено, в связи с чем рассмотрение этого законопроекта на сессии Народного Собрания Республики Дагестан становилось затруднительным, в связи с этим законопроект "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "Об изменении наименования должности высшего должностного лица Республики Дагестан" был снят с повестки сессии Народного Собрания Республики Дагестан, по этой причине внесенный 42 депутатами Народного Собрания Республики Дагестан законопроект "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" подлежал рассмотрению с указанием в нем наименования высшего должностного лица Республики Дагестан так, как он поименован в Конституции Республики Дагестан - "Президент Республики Дагестан", но в розданных депутатам Народного Собрания Республики Дагестан материалах он был поименован как "Глава", в связи с этим Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан 18 апреля 2013 года до начала сессии было принято решение розданный законопроект рассмотреть с изменением указанного в нем слова "Глава" на слово "Президент", такое изменение наименования должностного лица в проекте закона само по себе также не может считаться нарушением прав граждан, в связи с нехваткой времени на замену розданных депутатам материалов было принято решение о том, что о такой замене наименования высшего должностного лица Республики Дагестан в предложенном депутатам законопроекте будет объявлено сразу на сессии при переходе к рассмотрению этого законопроекта, председатель профильного Комитета Амиров М.С., который был докладчиком по этому законопроекту, так и сделал, объявив депутатам, что в розданных им проектах наименование высшего должностного лица вместо слова "Глава" следует читать слово "Президент", никто из депутатов не возразил против этого, возражения имелись лишь относительно того, следует ли избирать вариант избрания Президента Республики Дагестан депутатами Республики Дагестан, а также относительно формы голосования: тайного или открытого голосования, по результатам обсуждения было принято решение за предложенный законопроектом вариант избрания Президента Республики Дагестан; перед голосованием Председателем Народного Собрания Республики Дагестан исходя из предложения, внесенного профильным Комитетом по законодательству, законности и государственному строительству Народного Собрания Республики Дагестан, депутатам было предложено проголосовать за данный законопроект сразу в двух чтениях, законодательство не содержит запрета такого голосования, это предложение было поддержано депутатами, они проголосовали за законопроект сразу в двух чтениях, отсутствие отдельного голосования по каждому чтению не может означать, что законопроект не был принят в двух чтениях, законопроект путем отдельного голосования в двух чтениях принимается в том случае, если по проекту поступили какие-либо поправки, поправки к законопроекту в ходе обсуждения не поступили, поэтому, для принятия законопроекта сразу в двух чтениях является достаточным голосование за принятие закона сразу в двух чтениях.
Кроме того, она указала, что в данном случае принимался закон о поправках к Конституции Республики Дагестан, порядок рассмотрения законопроекта о поправках к Конституции Республики Дагестан предусмотрен статьей 98 Регламента Народного Собрания Республики Дагестан, согласно этой статье данного нормативного акта после постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта закона Республики Дагестан о внесении изменений в главы 3-9 Конституции Республики Дагестан и устранения имеющихся противоречий Народное Собрание принимает закон в целом, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов. За данную поправку в Конституцию Республики Дагестан свои голоса отдали более двух третей от установленного числа депутатов.
Она также указала, что вопрос об избрании Президента Республики Дагестан длительное время обсуждался в средствах массовой информации, проводились круглые столы, в этих мероприятиях принимали участие и члены Общественной палаты Республики Дагестан, в связи с чем то обстоятельство, что законопроект не был направлен на общественную экспертизу в Общественную палату Республики Дагестан, не может являться нарушением закона, тем более, что Регламент является подзаконным актом по сравнению с принятым законом, в связи с чем закон не может быть признан недействующим из-за несоответствия его Регламенту.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы заявления Кадиева Р.А., а также возражения на него, суд находит, что заявление Кадиева Р.А. подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Кадиев Р.А. оспаривает Закон Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан".
Производство по делам об оспаривании нормативных актов регулируется главой 24 ГПК РФ.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспариваемый Кадиевым Р.А. Закон Республики Дагестан опубликован в официальном издании - газете "Дагестанская правда" от 1 мая 2013 года и тем самим приобрел статус нормативного акта, который может быть оспорен в суде.
Кадиев Р.А. считает, что названный Закон Республики Дагестан нарушает его право на участие в выборах высшего должностного лица Республики Дагестан - Президента Республики Дагестан.
Нарушением своего избирательного права он считает то, что он лишен возможности непосредственного участия в избрании высшего должностного лица Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании.
Однако эти утверждения заявителя нельзя признать правильными по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах, а также участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя избирательные права граждан, исходит из основ конституционного строя Российской Федерации, в том числе из того, что народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления, референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3).
Народ, будучи носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранным, а также право участвовать в управлении государством, не конкретизирует формы и порядок осуществления гражданами этих прав.
Поэтому порядок и формы осуществления этих прав подлежат регулированию соответствующими законами.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).
Депутатом является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") и избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом (статья 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
По смыслу приведенных норм права предполагается, что депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, имея статус представителей избирателей в Республике Дагестан, свободно избранных последними на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, должны действовать в интересах избирателей и выражать их волю.
Избирательные права граждан как права субъективные в силу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, части 3 статьи 3 и частей 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.
Избрание депутатами выборного представительного органа высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как органа публичной власти соотносится как с правом граждан Российской Федерации, руководствуясь собственными убеждениями, избирать или не избирать конкретных лиц в качестве представителей народа в выборные органы государственной власти и местного самоуправления, так и с самим институтом права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, через которых они осуществляют власть.
Соответственно, избрание высшего должностного лица Республики Дагестан через депутатов - представителей граждан-избирателей Российской Федерации, проживающих на территории Республики Дагестан, является реализацией гражданами своего права и на участие в управлении делами государства.
По общему правилу согласно части 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В то же время федеральный законодатель в части 3.2 этой же статьи Федерального закона предусмотрел, что конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Тем самым федеральный законодатель выбор варианта избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (непосредственно избирателями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо через депутатов - представителей народа) оставил за самим субъектам Российской Федерации в лице их законодательных (представительных) органов государственной власти, через которые граждане осуществляют власть и свое участие в управлении государством.
Анализ приведенных норм права в их системной и сущностной связи показывает, что закон субъекта Российской Федерации может быть признан нарушающим право гражданина на участие в избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случае, либо если такой закон принят не уполномоченным на то органом, либо он не соответствует Конституции Российской Федерации или федеральному закону и находится в противоречии с ними, либо полностью отстраняет гражданина от участия в избрании этого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Закон Республики Дагестан "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" принят законодательным (представительным) органом Республики Дагестан - Народным Собранием Республики Дагестан, уполномоченным в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пунктом 1 части 1 статьи 68 Конституции Республики Дагестан на внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Дагестан.
Этот закон принят в пределах полномочий Народного Собрания Республики Дагестан большинством голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан (74 голоса от установленного статьей 60 Конституции Республики Дагестан числа (90) депутатов).
Как указано выше, гражданин Российской Федерации свою власть, право избирать и право на участие в управлении делами государства, в том числе и на формирование органов государственной власти вправе осуществлять не только непосредственно, но и через представителей, каковыми являются свободно избранные ими на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании депутаты Народного Собрания Республики Дагестан.
Поскольку оспариваемый Кадиевым Р.А. Закон Республики Дагестан, которым на основании Федерального закона установлено избрание высшего должностного лица Республики Дагестан - Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, принят большинством голосов установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, оснований утверждать о нарушении этим Законом прав Кадиева Р.А., также как прав и других избирателей, не имеется.
Поэтому оснований для признания оспариваемого Закона недействующим по мотивам нарушения им прав у Кадиева Р.А. не имеется.
Кадиев Р.А. утверждает, что до его принятия оспариваемый Закон в соответствии со статьями 76 и 84 Регламента Народного Собрания Республики Дагестан должен был пройти общественную экспертизу в Общественной палате Республики Дагестан в предусмотренном для этого порядке, несоблюдение этого порядка является нарушением процедуры принятия закона, соответственно, он нарушает его право, поскольку принятый с нарушением процедуры принятия закон не может быть признан соответствующим закону и отвечающим правам граждан.
Однако эти утверждения Кадиева Р.А. не основаны на требованиях закона.
Согласно статье 253 ГПК РФ признание оспариваемого нормативного правового акта или его части недействующим полностью или в части или отказ в этом ставится в зависимость от противоречия этого акта федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Регламент Народного Собрания Республики Дагестан в силу положений статьи 7 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 года № 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" является нормативным актом, регулирующим порядок деятельности органа государственной власти, органа, органа местного самоуправления и их подразделений и в соответствии со статьей 16 этого же Закона республики оформляется постановлением Народного Собрания Республики Дагестан.
Приведенное определение нормативного характера Регламента указывает на то, что он по отношению к закону Республики Дагестан имеет статус подзаконного нормативного акта, имеющего меньшую юридическую силу.
Поэтому закон Республики Дагестан не может проверяться на предмет соответствия этому Регламенту в той части, в которой предусмотрены дополнительные правила процедуры принятия закона, отличные от федерального закона.
В связи с этим то обстоятельство, что законопроект "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" не был направлен в Общественную палату Республики Дагестан для проведения общественной экспертизы и дачи заключения и Народным Собранием Республики Дагестан принят в отсутствие такого заключения и без сообщения председателем профильного (ответственного) Комитета Народного Собрания Республики Дагестан не может свидетельствовать о противоречии Закона Республики Дагестан нормативному акту, обладающему большей юридической силой.
Кроме того, Кадиевым Р.А. не отрицалось то обстоятельство, что члены Общественной палаты Республики Дагестан принимали участие как в круглых столах по обсуждению вопроса о возможности избрания высшего должностного лица Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, так и на сессии Народного Собрания Республики Дагестан.
Соответственно, этот довод Кадиева Р.А. не может служить для признания оспариваемого Закона Республики Дагестан не действующим.
Кадиев Р.А. считает Закон Республики Дагестан "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" и по тем основаниям, что он отличается от содержания законопроекта, внесенного депутатами Народного Собрания Республики Дагестан и внесенного Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан в повестку сессии Народного Собрания Республики, поскольку во внесенном депутатами Народного Собрания Республики Дагестан законопроекте наименование высшего должностного лица Республики Дагестан указано "Глава Республики Дагестан", а в принятом без поправок и их обсуждения законе наименование этого должностного лица указано "Президент Республики Дагестан".
Эти утверждения Кадиева Р.А. также не могут свидетельствовать как о нарушении права Кадиева Р.А. и других граждан Республики Дагестан, так и о противоречии Закона нормативному акту большей юридической силы.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 2) в соответствии с Конституцией Российской Федерации установил, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Основополагающей относительно наименования высшего должностного лица Республики Дагестан статьей 75 (и другими статьями, в которые внесенным депутатами Народного Собрания Республики Дагестан законопроектом не предполагалось внесение изменений) Конституции Республики Дагестан высшее должностное лицо Республики Дагестан именуется "Президент Республики Дагестан".
Без изменения содержания всей Конституции Республики Дагестан относительно наименования высшего должностного лица республики и переименования этой должности в установленном порядке внесение изменений в две статьи Конституции Республики Дагестан, как это вытекает из содержания законопроекта, с указанием в них наименования этого должностного лица "Глава Республики Дагестан" данный законопроект во внесенном варианте не мог быть принят.
Поэтому, как это вытекает из объяснений представителя Народного Собрания Республики Дагестан и выписки из стенограммы 23-й сессии Народного Собрания Республики Дагестан (пятого созыва) от 18 апреля 2013 года, Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан до начала сессии был обсужден этот вопрос и за неимением времени для раздачи материалов с указанием наименования должности главы Республики Дагестан "Президент" принято решение о том, чтобы довести до сведения депутатов, что в розданных депутатам Народного Собрания Республики Дагестан материалах, в том числе и в законопроекте о внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан наименование высшего должностного лица следует читать "Президент".
Изменение в законопроекте наименования высшего должностного лица Республики Дагестан и изложение законопроекта в соответствии с действующей Конституцией Республики Дагестан без изменения его сущности (заключающаяся в определении избрания высшего должностного лица Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан независимо от наименования этой должности) является техническим вопросом и не может свидетельствовать ни о нарушении порядка принятия закона, ни о нарушении прав граждан Республики Дагестан, в том числе и Кадиева Р.А., ни о несоответствии Закона нормативному акту большей юридической силы.
Поэтому данный довод Кадиева Р.А. также не может служить подтверждением противоречия оспариваемого Закона нормативному акту большей юридической силы и основанием для признания Закона недействующим.
Другим доводом Кадиева Р.А., исходя из которого он считает Закон Республики Дагестан противоречащим федеральному законодательству и подлежащим признанию недействующим, является то, что в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается не менее чем в двух чтениях, а оспариваемый Закон рассмотрен не в двух чтениях, а только в одном, нарушив тем самим предусмотренную федеральным законом процедуру принятия закона субъекта Российской Федерации.
Соблюдение процедуры принятия оспариваемого Закона было предметом судебного исследования.
Из решения Комитета Народного Собрания Республики Дагестан по законодательству, законности и государственному строительству от 12 апреля 2013 года (протокол № 23) следует, что на стадии предсессионной подготовки законопроекта к рассмотрению на сессии Народного Собрания Республики Дагестан профильным Комитетом, ответственным за данный законопроект, Народному Собранию Республики Дагестан было рекомендовано принять закон в двух чтениях.
Согласно выписке из стенограммы 23-й сессии Народного Собрания Республики Дагестан (пятого созыва) от 18 апреля 2013 года председательствующий на сессии Председатель Народного Собрания Республики Дагестан предложил принять закон сразу в двух чтениях.
Против такого предложения Председателя Народного Собрания Республики Дагестан никто из депутатов, в том числе и из авторов законопроекта, не возражал, за принятие закона из принимавших участие в голосовании 86 депутатов от установленного числа депутатов (90) Народного Собрания Республики Дагестан 74 депутата проголосовали за закон в целом и с учетом внесенной председателем Комитета Народного Собрания Республики Дагестан по законодательству, законности и государственному строительству Амировым М.С. технической поправки относительно наименования высшего должностного лица Республики Дагестан.
Кадиев Р.А. в судебном заседании заявил, что такое предложение от Председателя Народного Собрания Республики Дагестан депутатам Народного Собрания Республики Дагестан не поступало.
Представленная суду выписка из стенограммы 23-й сессии Народного Собрания Республики Дагестан (пятого созыва) от 18 апреля 2013 года заверена в установленном порядке и суд не имеет оснований ставить данный документ под сомнение.
Кадиев Р.А. указывает на то, что рассмотрение проекта закона в двух чтениях предполагает самостоятельное голосование после каждого из двух чтений, а на сессии, где сам присутствовал, за закон проголосовали только один раз, второй раз за закон не голосовали, в связи с чем считает, что процедура принятия закона не соблюдена.
Представитель Народного Собрания Республики Дагестан в судебном заседании подтвердила, что за закон голосовали только один раз, однако это голосование является голосованием за закон в двух чтениях, поскольку перед началом голосования депутатам было объявлено, что это является голосованием сразу в двух чтениях.

Кроме того, она указывает, что оспариваемый Закон является законом о поправках в Конституцию Республики Дагестан, а процедура принятия закона о поправках к Конституции Республики Дагестан отличается от процедуры принятия остальных законов, согласно статье 98 Регламента Республики Дагестан голосование по поправкам к Конституции Республики Дагестан осуществляется первоначально за каждую поправку, а затем после устранения противоречий закон принимается в целом, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов, а поскольку поправок к законопроекту не имелось, не только две трети, но и более 80% депутатов от установленного их числа поддерживали проект закона, голосование было произведено за закон в целом.
Принимая во внимание эти доводы представителя Народного Собрания Республики Дагестан, а также учитывая, что отсутствие отдельного голосования по каждому из двух чтений не является нарушением, существенно влияющим на права Кадиева Р.А., суд считает, что основания для признания оспариваемого Закона противоречащим федеральному закону и недействующим отсутствуют.
Остальные доводы Кадиева Р.А. не имеют существенного значения для проверки соответствия оспариваемого Закона федеральному законодательству.
Таким образом оспоренный Закон Республики Дагестан "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" права Кадиева Р.А. и других граждан Республики Дагестан не нарушает, принят на основании и в соответствии с частью 3.2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не имеет существенных противоречий с другими нормами федерального законодательства, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что основания для признания этого Закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим и удовлетворения требований Кадиева Р.А. отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Кадиева Р.А. о признании Закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года № 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" противоречащим закону, имеющему большую юридическую силу, и недействующим оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Х.И.Шихгереев.
Решение в окончательной форме вынесено 25 июня 2013 года.


------------------------------------------------------------------