Решение Верховного суда Республики Дагестан от 17.06.2013 N 3-13/2013 <О признании недействующим пункт 1 статьи 10.2 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. № 3-13/2013

Верховный суд Республики Дагестан в составе председательствующего
судьи Верховного суда Республики Дагестан Шихгереева Х.И.
при секретаре Каппарове Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 17 июня 2013 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Дагестан об оспаривании пункта 1 статьи 10.2 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях,

установил:

первый заместитель прокурора Республики Дагестан (далее - прокурор) обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 1 статьи 10.2 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях в части предоставления должностным лицам органов внутренних дел (подразделений полиции по охране общественного порядка) права составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями <.> 3.1, 3.2 и 3.6, главами 4 и 6 (кроме статей 6.8, 6.9, 6.12), главой 7 (кроме статей 7.1, 7.11), главой 8 (кроме статей 8.1, 8.2) названного Кодекса.
В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой Республики Дагестан проведена проверка Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях от <дата> № на предмет соответствия федеральному законодательству в части отнесения к компетенции органов внутренних дел полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом.
Проведенной проверкой установлено, что пунктом 1 статьи 10.2 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях предусмотрено право должностных лиц органов внутренних дел (подразделений полиции по охране общественного порядка) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями <.> <.> 3.1, 3.2 и 3.6, главами 4 и 6 (кроме статей 6.8, 6.9, 6.12), главой 7 (кроме статей 7.1, 7.11), главой 8 (кроме статей 8.1, 8.2) названного Кодекса.
Однако данное правомочие не соответствует федеральному законодательству.
В силу частей 1 и 4 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Пунктом 4 статьи 1.3, статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законам либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Из системного анализа приведенных норм следует, что при определении должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, субъект Российской Федерации не вправе вторгаться в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Однако законодатель Республики Дагестан, определяя право органов полиции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Республики Дагестан об административных правонарушениях, затронул вопросы деятельности федеральных органов власти, что не относится к его компетенции.
В связи с этим пункт 1 статьи 10.2 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях, которым предусмотрено право должностных лиц органов внутренних дел (подразделений полиции по охране общественного порядка) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями <.> 3.1, 3.2 и 3.6, главами 4 и 6 (кроме статей 6.8, 6.9, 6.12), главой 7 (кроме статей 7.1, 7.11), главой 8 (кроме статей 8.1, 8.2) названного Кодекса, подлежит признанию недействительным.
При рассмотрении дела к участию в нем привлечены Президент Республики Дагестан и Народное Собрание Республики Дагестан - законодательный (представительный) орган Республики Дагестан.

В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Дагестан Магомедэминов М.А., которому поручено участвовать в судебном заседании по рассмотрению названного заявления, поддержал заявление прокурора по основаниям, указанным в заявлении, дополнительно пояснив, что субъекты Российской Федерации не вправе поручать должностным лицам федеральных органов исполнительной власти выполнение каких-либо обязанностей по делам об административных правонарушениях, предоставление таких полномочий может иметь место только в том случае, если федеральное законодательство предусматривает такую возможность, однако федеральное законодательство об административных правонарушениях, которое согласно статье 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации состоит из этого Кодекса, такое право не предоставляет, вменяя должностным лицам федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, Республика Дагестан нарушила пределы своих полномочий, Республика Дагестан вправе поручать составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных его Кодексом, только должностным лицам органов исполнительной власти самой республики, к каким органы внутренних дел не относятся.
Представитель Президента Республики Дагестан Гасанов О.М. заявление прокурора не признал и просил отказать в удовлетворении требований прокурора, указывая, что предусмотренные Кодексом Республики Дагестан об административных правонарушениях составы административных правонарушений, составление протоколов относительно которых вменено должностным лицам подразделений полиции по охране общественного порядка органов внутренних дел, не могут составляться должностными лицами других органов, поскольку по своей сути эти правонарушения направлены не только на нарушение установленного порядка в определенной отрасли или сфере общественных отношений, но и против общественного порядка и общественной безопасности, Республика Дагестан не вправе создавать свои, не входящие в состав федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел органы, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность, поэтому Республика Дагестан не имеет возможности обеспечить составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Республики Дагестан об административных правонарушениях, и привлекать виновных к административной ответственности, не возложив полномочия по составлению протоколов об этих правонарушениях на должностных лиц подразделений полиции по охране общественного порядка органов внутренних дел, кроме того, Кодекс об административных правонарушениях не содержит запрета на составление этими должностными лицами протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, вывод о невозможности предоставления указанным должностным лицам полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях является следствием неправильного толкования норм закона, это вытекает из положений статей 12 и 13 Федерального закона "О полиции", согласно которым полиция в своей деятельности руководствуется и законодательством субъектов Российской Федерации, соответственно, законодательством субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены полномочия подразделений полиции по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Народного Собрания Республики Дагестан Билалова Б.М. также просила отказать в удовлетворении требований прокурора по тем же основаниям, что и ФИО1 Президента Республики Дагестан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления, возражений на него, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях в части (пункта 1 статьи 10) противоречащим федеральному закону, в частности, части 4 статьи 1.3 и статье 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях принят Народным Собранием Республики Дагестан - законодательным (представительным) органом Республики Дагестан 7 мая 2006 года, подписан Президентом Республики Дагестан 7 июня 2006 года и опубликован в официальном издании - газете "Дагестанская правда" № 147-148 от 14 июня 2006 года.
Поэтому этот нормативный акт может служить предметом оспаривания в порядке, предусмотренном приведенными нормами закона.
Основанием для обращения прокурора с указанным заявлением послужило, по его мнению, то, что оспариваемой нормой Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях в противоречие с федеральным законодательством, вторгаясь в область деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, региональный законодатель возложил на должностных лиц подразделений полиции по охране общественного порядка полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных не федеральным законодательством об административных правонарушениях, а законодательством субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные доводы прокурора заслуживают внимания.

В соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в силу требований статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации, отнеся к полномочиям федерального законодателя установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, а также общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти этот Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
Статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный законодатель включил законы субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов административных правоотношений и согласно статье 1.3.1 этого же Кодекса наделил субъект Российской Федерации полномочиями по установлению административной ответственности, поставив их в прямую зависимость не только от Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и от того или иного отраслевого федерального законодательства, регулирующего ту или иную сферу правоотношений, а также полномочия и структуру соответствующих органов.
Поэтому для проверки доводов прокурора становится необходимым произвести одновременно и анализ норм Федерального закона "О полиции" и других нормативных актов, регулирующих полномочия полиции при производстве по делам об административных правонарушениях.
Организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, отнесена к области законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 1.3.1 Кодекса).
Как это видно из оспариваемой нормы Кодекса, он принят в период действия Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции".
Согласно статьям 3, 4 и 7 этого Закона Российской Федерации милиция:
решала стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
в своей деятельности руководствовалась также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий;
подразделялась на криминальную милицию, которая подчинялась Министерству внутренних дел Российской Федерации, и на милицию общественной безопасности, которая подчинялась также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В первоначальной редакции (от 7 июня 2006 года) пунктом 1 статьи 10 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях было предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, были вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции общественной безопасности). Такое вменение полномочий этим должностным лицам соответствовало и названному Закону Российской Федерации, поскольку милиция общественной безопасности подчинялась и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что предполагает возможность вменения этими органами названным должностным лицам органов внутренних дел и определенных функций.
Таким образом, названный Кодекс Республики Дагестан в оспариваемой части на момент его принятия в 2006 году соответствовал федеральному законодательству.
Известно, что Закон Российской Федерации "О милиции" с 1 марта 2011 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции".
При этом органы внутренних дел были реорганизованы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
В дальнейшем был принят и другой закон, регулирующий деятельность органов внутренних дел и определяющий статус должностных лиц органов внутренних дел, а именно Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 1 этого Федерального закона служба в органах внутренних дел - это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а должности в органах внутренних дел учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.
Поскольку служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, деятельность и полномочия сотрудников подлежат регламентации федеральным законодательством.
Федеральный закон "О полиции" предусматривает единственную возможность издания субъектами Российской Федерации законов, которыми в силу положений статьи 3 этого закона полиция должна руководствоваться в своей деятельности: издания субъектами Российской Федерации в пределах их компетенции законов по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Федеральный законодатель тем самим определил, что только изданные в пределах их компетенции законы субъектов Российской Федерации и только по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности могут быть приняты органами полиции к руководству в своей деятельности.
Отсюда следует, что компетенция субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности должна быть также определена соответствующими федеральными законами, в том числе и относительно полномочий по делам об административных правонарушениях.
Однако федеральными законами право должностных лиц органов и подразделений полиции составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, как вопрос, относящийся к вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, входящим в компетенцию субъектов Российской Федерации, не предусмотрено.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 250 от 1 марта 2011 года "Вопросы организации полиции" на подразделения, организации и службы полиции наряду с другими обязанностями возложены обязанности по производству по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности полиции только законодательством Российской Федерации.
В силу этого закон субъекта Российской Федерации не может наделять должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по осуществлению производства, в том числе и по составлению протоколов, по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов об административных правонарушениях.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации должен определить в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно подпунктам 24.1 и 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, согласно части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, установленных этими законами, могут рассматриваться:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ;
5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Из этой нормы закона видно, что федеральные органы исполнительной власти в сфере внутренних дел не отнесены к органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, по общему правилу в соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях могут составляться должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.
Подразделения полиции по охране общественного порядка, которые входят в структуру федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, частью 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не определены как органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 10.3 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях подразделения полиции по охране общественного порядка, которые входят в структуру федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, также не определены как органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом.
Из приведенного выше подпункта 2 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, могут только уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы предусмотрены и Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249, которым определены основные полномочия и организация деятельности территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.
Из анализа приведенных норм права следует, что органы полиции вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности полиции законодательством Российской Федерации, но не законодательством субъекта Российской Федерации.
Тем самым суд приходит к выводу о том, что федеральный законодатель определил, что подразделения, организации и службы полиции не могут осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, поскольку эти функции законодательством Российской Федерации не отнесены к подведомственности органов полиции.
Как указано выше, с 1 марта 2011 года органы внутренних дел в Российской Федерации подверглись реорганизации, изменились их структура, подчиненность, а также функции, в связи с чем должностные лица этих органов не могут выполнять функции и обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством об административных правоотношениях.
В связи с этим после принятия Федеральных законов "О полиции", "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции" законы Республики Дагестан подлежали приведению в указанной части в соответствие с федеральным законодательством об административных правоотношениях в течение трех месяцев.
Однако Республика Дагестан своим Законом от 2 марта 2012 года № 9 "О внесении изменений в Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях", изложив пункт 1 статьи 10.2 в новой редакции, свела по существу изменения в Кодексе Республики об административных правонарушениях к изменению наименования органа внутренних дел и его должностных лиц, не учла изложенное, что привело к несоответствию Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях в оспариваемой части и его противоречию части 4 статьи 1.3 и статьи 28.3 Кодексу Российской Федерации об административных правоотношениях.
Соответственно, в силу требований части 2 статьи 253 ГПК РФ заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях в обжалованной части вступил в противоречие с федеральным законодательством с 1 марта 2011 года, с момента введения в действие Федерального закона "О полиции".
Поэтому он в обжалованной части подлежит признанию недействующим с 1 марта 2011 года.
Руководствуясь статьями 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление первого заместителя прокурора Республики Дагестан об оспаривании пункта 1 статьи 10.2 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях удовлетворить.
Пункт 1 статьи 10.2 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях в части возложения на должностных лиц органов внутренних дел (подразделений полиции по охране общественного порядка) полномочий составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, признать недействующим с 1 марта 2011 года.
Обязать Народное Собрание Республики Дагестан опубликовать в газете "Дагестанская правда" после вступления настоящего решения в законную силу сообщение об этом решении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Х.ШИХГЕРЕЕВ


------------------------------------------------------------------